Самоконтроль

Понятие болезнь.

Личность.

Индивид.

Человек как природное существо, продукт фило - и онтогенеза, единство рожденного и приобретенного. Носитель индивидуальных черт, предпосылкой которых являются анатомо-физиологические задатки.

(Что делает индивида личностью?) Системные качества индивида, которые определяют индивид и позволяют ему выступать субъектом социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность рассматривается как единство биологического и социального, т.е. выступает результатом биологической и социальной детерминации и не тождественная индивиду.

Существуют разные походы к определению личности. В этом и трудность попыток установления связи между работой мозга и личностью.

Нужен подход, который бы решил проблему связи ЦНС с теми или иными индивидуальными характеристиками человека.

Т. е. необходимо выявить особенности изменений, которые возникают при локальных поражениях мозга, которые можно было бы назвать как личностные изменения. (А иначе мы не сможем с уверенностью говорить о связи мозга с личностными особенностями.)

Болезнь - это то условие, в котором происходят личностные изменения, связанные, во-первых, с патологическими изменениями в работе мозга и, во-вторых, с преломлением социальных факторов через ситуацию болезни.

Если болезнь - это органическая патология, но с другой стороны изменения социальных условий, то, как можно исследовать эти личностные изменения, которые происходят в ситуации болезни?

Через ситуацию тестирования, анализируя характер реакции этого больного на выполнение тех или иных заданий в ходе обследования.

Тогда возникает вопрос, что исследовать?

· Первое – это исследование трансформации структуры мотивов, иерархии мотивов при различных локализациях мозгового поражения.

· Второе - нарушение эмоциональных процессов как внутренних регуляторов деятельности человека и эмоций как основных механизмов образования личностных смыслов.

Нарушение мотивов деятельности, эмоциональное реагирование связано с работой третьего функционального блока мозга - блока программирования, регуляции и контроля, т.е. лобных отделов мозга.

При поражении этого блока или лобных отделов нарушаются:

произвольные формы деятельности;

речевой контроль;

Также к личностным нарушениям может приводить нарушение работы первого энергетического блока мозга, работа которого определяет степень ясности сознания.

Симптомы, которые можно соотнести с различными личностными нарушениями (связанные с мотивом деятельности):

1. Нарушение способности к порождению мотивов деятельности.

(Нарушения префронтальной области мозга, лобные отделы.)

2. Нарушение механизмов реализации мотивов.

(Нарушение работы премоторной области мозга.)

3. Неустойчивость мотивационных образований. Лабильность мотивов и желаний больного.

(Возникает при поражении глубоких отделов мозга.)

4. Истощаемость (эмоциональная) больного и как следствие, невозможность реализации мотивов.

(Глубокие отделы мозга.)

5. Импульсивные, немотивированные поступки.

(Глубокие отделы мозга.)

Симптомы, которые связаны с нарушением сознания:

(Поражение медиальных отделов лобной области мозга и подкорковых образований.)

1. Нарушения сознания, связанные с потерей ориентировки во времени и месте. Когда ориентация осуществляется из случайных догадок.

2. Конфабуляции, которые используется как средство заполнения пробелов в ориентировке при поражении глубоких отделов мозга.

3. Дезорганизация психической деятельности, которая проявляется в виде симптомов, связанных с потерей стимулирующего эффекта биологических потребностей. Когда больной самостоятельно не делает ничего, не выполняет даже свои биологическое потребности.

4. Растормаживание ориентировочного рефлекса, проявляющееся в форме полевого поведения, когда стимулы внешней среды теряют свою значимость.

5. Распад сотрудничества с самим собой. Ситуация когда у больного остается отрытым только сенсорный вход, по которому любой стимул вызывает стереотипные реакции. Стереотипные формы ответов, которые проявляются в форме бесконечного персеверирования.

ИЗ ПОЭМЫ О НЕКОТОРЫХ ОСНОВНЫХ СИМПТОМАХ

И СИНДРОМАХ ПОРАЖЕНИЯ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

А

Если ты прекрасно видишь

И прохожих и деревья,

Видишь лица и прредметы,

Видишь Солнце и Луну,

Видишь небо, видишь землю,

Видишь вилку и котлеты,

Но не можешь разобраться,

Что, зачем и почему,

Все как будто незнакомо,

Все запутанно и странно,

Где тут люди, а где стены -

Не понятно ни черта -

Значит срочно нужно в дурку,

Значит - болен, значит - скверно,

Вероятно: АГНОЗИЯ, патология на "А".

Б

Если ти с утра пораньше,

Встал сожрать картошку с луком,

А пока варилась каша,

Съел последний в доме сыр,

А потом захряпал яйца,

Колбасу и три лаваша,

А потом умял тушенку,

Сайру в масле и пломбир,

И при этом абсолютно

Не насытил свой желудок,

Взял хозяйственную сумку

И потопал за едой -

Значит ты серьезно болен,

Значит больше не до шуток!

Если это БУЛИМИЯ -

Только в дурке ждет покой!

Г

Если ты не спал две ночи,

И весь день ходил вареный,

И опять всю ночь болтался,

А потом проспал три дня,

А потом еще четыре

И пока не испугался -

То прочти мою поэму,

Или выслушай меня.

Есть такой "гипоталамус",

Он способен поражаться,

И тогда возможен ГИПО-

ТАЛАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.

Это, милый, не бирюльки,

И не повод посмеяться,

Это повод ехать в дурку,

И сказать там обо всем!

Д

Если ты дрожишь как ветка,

Пять ли, восемь раз в секунду,

Или весь, или частично:

Скажем,- руки, голова,

Или челюсти, к примеру;

Если ты еще не умер,

Если ты еще не в дурке,

То прочти мои слова.

Это может быть не просто

Мелкой тряской с перепою,

Это все весьма похоже

На поганую болезнь.

Много есть гиперкинезов,

Много явных, много спорных,

Но ДРОЖАНИЕ, мой милый,

Точно он - гиперкинез!

З

Если в области затылка

У тебя возникли боли,

Или головокруженье,

Или зрение - "того",

Или слишком шумно в ухе,

Или шею чтой-то колет,

То лови такси до дурки,

И не слушай никого.

(Им бы только насмехаться,

А того не понимают,

Что игрушки со здоровьем

Не кончаются добром!)

Это все похоже очень,

В дурке точно распознают,

На обычный ЗАДНИЙ ШЕЙНЫЙ

СИМПАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: