Прибыль распределяется между государством, собственниками и самим предприятием. Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли и регулируются главой 25 НК РФ.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на капитализируемую и потребляемую части.
Капитализируемая часть направляется на научно – исследовательские, технологические работы, модернизацию оборудования, в резервный фонд. Могут быть и другие формы капитализации прибыли – финансовые вложения, вклады в уставные капиталы других организаций.
Потребляемая часть прибыли направляется на материальное стимулирование персонала, проведение оздоровительных и культурно – массовых мероприятий, финансирование социально – культурных объектов.
Если прибыль не расходуется, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль и увеличивает размер собственного капитала.
Кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. Толкование термина «рентабельность» не вызывает особых разногласий, поскольку, под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль. При расчетах показателей рентабельности исходят из разных величин, составляющих прибыль, - прибыли до налогообложения, прибыли от продаж, чистой прибыли.
|
|
Основные показатели рентабельности:
1. Рентабельность продукции (издержек) определяется как отношение прибыли от продажи к полной себестоимости проданной продукции.
2. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от продажи к выручке от реализации без косвенных налогов.
3. Рентабельность активов рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к средней величине активов за определенный период.
4. Рентабельность текущих активов представляет собой отношение чистой прибыли предприятия к средней величине оборотных активов.
5. Рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала за определенный период. Этот показатель занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров (учредителей) в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств учредителей.
На величину рентабельности собственного акционерного капитала оказывает влияние показатель рентабельности активов, который в свою очередь зависит от оборачиваемости активов.