Распределение и использование прибыли

Прибыль распределяется между государством, собственниками и самим предприятием. Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли и регулируются главой 25 НК РФ.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на капитализируемую и потребляемую части.

Капитализируемая часть направляется на научно – исследовательские, технологические работы, модернизацию оборудования, в резервный фонд. Могут быть и другие формы капитализации прибыли – финансовые вложения, вклады в уставные капиталы других организаций.

Потребляемая часть прибыли направляется на материальное стимулирование персонала, проведение оздоровительных и культурно – массовых мероприятий, финансирование социально – культурных объектов.

Если прибыль не расходуется, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль и увеличивает размер собственного капитала.

Кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. Толкование термина «рентабельность» не вызывает особых разногласий, поскольку, под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль. При расчетах показателей рентабельности исходят из разных величин, составляющих прибыль, - прибыли до налогообложения, прибыли от продаж, чистой прибыли.

Основные показатели рентабельности:

1. Рентабельность продукции (издержек) определяется как отношение прибыли от продажи к полной себестоимости проданной продукции.

2. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от продажи к выручке от реализации без косвенных налогов.

3. Рентабельность активов рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к средней величине активов за определенный период.

4. Рентабельность текущих активов представляет собой отношение чистой прибыли предприятия к средней величине оборотных активов.

5. Рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала за определенный период. Этот показатель занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров (учредителей) в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств учредителей.

На величину рентабельности собственного акционерного капитала оказывает влияние показатель рентабельности активов, который в свою очередь зависит от оборачиваемости активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: