Нормирование труда. Это деятельность по обоснованию и установлению величины трудовых затрат работников, которые позволяют государству и работодателю осуществлять контроль за

Это деятельность по обоснованию и установлению величины трудовых затрат работников, которые позволяют государству и работодателю осуществлять контроль за мерой труда. Мера труда, как известно, характеризуется через 2 категории:

1. Норма рабочего времени

2. Нормы труда

Норме труда посвящена глава 22 ТК РФ. Норма труда – это мера затрат труда на изготовление единицы продукции или выработку продукции в единицу времени, на выполнение заданного объема работ, услуг или обслуживания средств производства в конкретных организационно-технологических условиях. Соответственно деятельность по установлению норм труда именуется нормирование труда. Статья 160 ТК РФ содержит перечень основных норм труда, причем перечень неполный. Кроме названных там норм существуют также: нормы обслуживания, нормы управляемости, нормированные задания для работников с повременной оплатой, нормы соотношения отдельных категорий работников, операционные нормы для бригадной организации труда.

Норма выработки – это количество единиц продукции надлежащего качества в штуках, тоннах, метрах, литрах и так далее, которое должно быть изготовлено одним работником или их группой с соответствующей квалификацией в единицу рабочего времени (час, смена, месяц и так далее) в данных организационно-технологических условиях. Можно установить норму выработки только там, где установлен количественный учет продукции работы или услуги.

Норма времени – это величина затрат рабочего времени установленное для выполнения единицы работ одним работником или их группой с соответствующей квалификацией в данных организационно-технологических условиях. Измеряется в человеко-минутах или человеко-часах.

Норма обслуживания – это число производственных объектов (единиц оборудования и так далее), которые работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить за единицу рабочего времени в данных организационно-технологических условиях.

Норма численности – это максимальное количество работников определенного профессионально-квалификационного состава необходимых для выполнения установленных производственных или управленческих функций или объема работ в данных организационно-технологических условиях.

Норма управляемости – это предельное количество работников, которое должно быть непосредственно подчинено одному руководителю.

Норма соотношений – это количество работников определенной квалификации, которое приходится на одного работника другой квалификации. Например: норма соотношения между инженерами и техниками.

Комплексная норма – это норма затрат труда на выполнение бригадой комплекса работ по изготовлению единицы продукции принятой за конечный измеритель труда, например, бригадо-комплект. Расчитывается на основе операционных норм или по укрупненным нормативам.

Нормирование задание – это установленный состав и объем работ надлежащего качества, которые должен выполнить работник или группа работников определенной квалификации за определенный период времени (смена, сутки, неделя, месяц) при повременной оплате труда.

Нормы труда устанавливаются на основании локально-нормативного акта работодателя, который принимается с учетом мнения ВОППО в порядке статьи 372 ТК РФ. Для того чтобы ограничить работодателя в установлении норм труда существует нормативная практика унификации или типизации норм труда для отдельных профессий, для отдельных отраслей экономики и для отдельных категорий работников, то есть государство разрабатывает межотраслевые, отраслевые, профессиональные, типовые нормы труда, в рамках которых обязан действовать работодатель. Кроме того существуют межотраслевые, отраслевые и местные нормативы труда. Они определяют специфику применительно к организационно-технологическим условиям соответствующего уровня.

Все остальные вопросы – самостоятельно готовиться к экзаменам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: