Шпоночные соед.-это разъемное соед, которое служит для передачи крутящего момента от вала к детали и наоборот.
Шпонка – это деталь, устанавливаемая в пазах соед. деталей и припятствует относительному повороту или сдвигу этих деталей.
Достоинство: - простота устройства и изготовления
-надежность конструкции
-низкая стоимость
-несложность монтажа и демонтажа
Недостки: -ослабление сечений валов и ступицы шпоночными пазами
-ограничение передаваемого крутящего момента
-сложность конструкции в случае перемещения детали вдоль вала.
Призматические шпонки выполняют прямоугольного сечения с плоскими или скругленными концами. Основным расчетом для соединений с призматическими шпонками является условный расчет на смятие.
,
где k-рабочая высота шпонки,мм; к=0,4h
lp =1-b -рабочая длина шпонки.
d-диаметр вала
Ft-окружная сила,Н;
T- крутящий момент, Н*мм;
Условие прочности шпонки на срез:
Если условие прочности не выполняется, то соединение образуют с помощью двух шпонок, установленных под углом 120 или 180 градусов.
|
|
Условие прочности на срез стандартных шпонок обеспечено при стандартизации. При проектировании соответствующая проверка не требуется.
Сегментные шпонки имеют более глубокую посадку и не перекашиваются под нагрузкой, они взаимозаменяемы. Однако глубокий паз существенно ослабляет вал.
Рисунок 26
Сегментные шпонки характеризуются двумя основными параметрами: шириной b и диаметром заготовки d. Высоту шпонки h выбирают около 0,4d. Длина шпонки близка к d.
T- крутящий момент, Н*мм;
d-диаметр вала
l-длина шпонки
k- размер выступающей части шпонки из паза вала.
Сегментные шпонки обязательно проверяют на срез:
b-ширина шпонки.