Штифтовые (цилиндрическая) шпонка.
Применяют только для закрепления деталей на конце вала. Отверстие под шпонку сверлят и обрабатывают разверткой после посадки ступицы на вал.
Цилиндрическую (штифтовую) шпонку расчит. на смятие:
dш-диаметр штифта
Это соед., которое образуются посредством выступов –зубьев на валу и соотв. По форме впадинами ступицы, касательной на вал.
Рабочими поверхн. являются боковые стороны зубьев, служащие для передачи крутящего момента.
Достоинства: - повышенная усталостная прочность валов
-большая нагрузочная способность
-высокая точность центрирования и направления ступицы в подвижных соед.
Недостатки: - более сложная технолог. изготовл.
-высокая стоимость изготовл.
По форме поперечного сечения различают три типа соединений: прямобочные, эвольвентные и треугольные.
а — прямобочное; б — эвольвентное; в — треугольное
Соединения с прямобочными зубьями наиболее распространены в машиностроении. В зависимости от числа зубьев и их высоты стандартом предусмотрены три серии соединений для валов с диаметром от 23 до 125 мм. Соединения с треугольными зубьями применяют преимущественно в приборостроении при малых радиальных габаритах.
|
|
Условие прочности по допускаемым напряжениям имеет вид
Здесь dm- средний диаметр соединения;
z - число зубьев;
h- высота зуба;
l - длина поверхности контакта зубьев;
ψ = 0,7- 0,8 - коэффициент, учитывающий концентрацию контактных давлений на краях соединения.
Расчет прямобочных шлицевых соед. регламентир. ГОСТом, кот-м след. пользоваться при более точных расчетах этих соед.