Пресуппозиции
Пресуппозиции - это убеждения, которыми НЛПисты пользуются, чтобы легче и эффективнее менять себя и мир. Следует подчеркнуть, что они "полезны", а не "истинны". Те, кто занимается НЛП, включают в свой список убеждений разные пресуппозиции, но чаще всего встречаются такие:
Коммуникация - это не только то, что сказано.
Тело говорит постоянно, слова - только один, и не самый важный способ общения.
У людей уже есть все, что им нужно для изменения. Нужные ресурсы просто не оказываются в нужное время в нужном месте.
Любой выбор лучше, чем никакого.Что тут еще скажешь?
Каждое поведение служит позитивному намерению, и для каждого поведения есть контекст, в котором оно ценно. Поведение может никогда не приводить к позитивному результату, но часть вас, которая хочет его добиться, может научиться другим поведениям, которые к нему приведут. Что же до контекста, в котором поведение ценно... ну, представьте себе, что вы переедаете, заплатив кучу денег за завтрак (не пропадать же добру!).
|
|
Неудач не бывает, есть только обратная связь.
Любой ответ полезен, сам по себе он может быть вам не по нутру, но полученные знания того стоят. Если кто-то умеет что-то, это можно смоделировать и научить этому любого другого. Даже меня.
Карта - не территория. Мы не можем вобрать всю информацию, приходящую к нам из мира, поэтому нам приходится создавать "карту территории", и затем в поисках информации обращаться к этой карте (см. системы представления). Изменяя карту человека, мы изменяем его реальность.
Смысл вашей коммуникации - это ответ, который вы получаете. Если дали по морде, попробуйте что-нибудь другое.
Если вы не получаете реакции, на которую рассчитывали, попробуйте что-нибудь другое. См. выше.
Люди работают идеально. Ни один человек не "поломан". Они идеально делают то, чем они заняты (даже если это их губит), все, что нужно - это выяснить, как именно они действуют сейчас, чтобы можно было помочь им заняться чем-нибудь, что кажется им более желательным.
Системами представления в НЛП называют просто-напросто наши пять чувств. Мы представляем себе мир, пользуясь зрением (визуально, в картинках), слухом (аудиально, в звуках), осязанием и внутренними ощущениями (кинестетически, в прикосновениях и чувствах), вкусом (густаториально, во вкусах) и обонянием (ольфакторно, в запахах). Мы можем представить себе, что мы лежим на залитом солнцем пляже, слышим крики спасателя, чувствуем неповторимое ощущение, которое может создать только мокрый песок в плавках, и жуем крутые яйца с подмокшим хлебом, вдыхая запах прибоя. Наше мышление состоит из этих картин, звуков, ощущений и (обычно в меньшей степени) вкусов и запахов. Все, что мы когда-либо пережили, воссоздается через эти чувства в памяти и управляет нашими способностями и убеждениями.
|
|
Довольно забавно, что наша ведущая система представления в определенном контексте отражается в нашем языке. Например, вот как ответят на фразу: "Йенсен молодец"
Визуал: Да, он мне сразу приглянулся.
Аудиал: Я часто слышал о нем хорошие отзывы.
Кинестетик: Да, мягкий, но очень собранный.
Ольфакториал: Нюхом чую, он своего добьется.
Густаториал: Горько будет, если у него не выйдет.
Неудивительно, что запахами и вкусами так редко пользуются, попробуйте-ка вставить их в нормальный разговор!
Качества и свойства представлений, основанных на ваших пяти чувствах, называют субмодальностями. Например, представьте себе, как выглядит кто-нибудь из ваших друзей. Теперь сделайте цвета насыщеннее и заметьте, как это меняет ваше отношение к нему. А теперь сделайте картинку черно-белой и опять заметьте свою реакцию. Верните первоначальные цвета и придвиньте образ ближе. Теперь отодвиньте подальше. Верните картинку в начальное положение, отмечая, как каждый из этих экспериментов изменял вашу реакцию. Субмодальности - это точная настройка ваших представлений, с их помощью можно добиваться сильных изменений.
Интересно, что как только вы заметили, что сами создаете свой внутренний мир, вы понимаете, что можете изменить его.