Легистский универсализм

Легистская концепция устроения государства сознательно противопоставляет себя конфуцианской. Осознавая динамику развития общества, легисты мало оглядывались назад, в прошлое, пытаясь построить реально функционирующее идеальное государство; главной задачей легизма было создание механизма государственного управления, минимально подверженного влиянию личностных факторов, будь то правителя или сановника. Основой государства в легизме является закон, в высшей степени универсальный принцип, равный для всех без исключения. Центральной фигурой в государстве легисты считали правителя, который обладал абсолютной властью, и связан был, разве что, законом. Система наград и наказаний провозглашалась в противовес конфуцианскому отеческому отношению верхов к низам. Война и крепкое сельское хозяйство было альтернативой человеколюбия и учености Конфуция. Легистский закон-фа занимает то же место, что и принципы поведения-ли в конфуцианстве, однако вместо морального запрета нарушения ли в легизме неповиновение закону каралось физически и предельно сурово. Гуань-цзы, Шан Ян, Хань Фэй также уделяют большое внимание экономической основе государства, поэтому понятие цюань, прежде всего связанное с экономикой, привлекает их больше, чем конфуцианцев. Анализ источников показывает, что в легистских трактатах «цюань» употребляется часто в смысле «устанавливать (свою) норму». Легисты часто подчеркивают, что «право устанавливать норму» должно находиться в руках правителя. Шан Ян, рассуждая об основах государства, говорит: «Есть три вещи, с помощью которых управляют государством: первая — это закон, вторая — это доверие, третья — это установление норм (цюань)». Таким образом, именно в легизме постепенно

формируется представление о том, что «гиря» должна находиться у правителя.

Когда в период Ранней Хань официальной идеологией, государственной религией в Китае было провозглашено конфуцианство, государство продолжало функционировать по законам, оставшимся в наследство от предшествующей легистской династии Цинь. Многие основные положения легизма прочно вошли в ортодоксальное конфуцианство, и, несомненно, оказали на него определенное влияние. Ученые уже отмечали, что в Ханьском конфуцианстве произошел значительные изменения, так называемое приземление идеалов. Партикулярные тенденции в господствующей идеологии не могут существовать в централизованном государстве, поэтому идеал морального самосовершенствования — благородный муж Конфуция и Мэн-цзы — именно в период Хань стал прочно ассоциироваться с правителем, правитель же и стал единственным источником «установления норм» или же «действий вопреки постоянствам». Партикуляризм конфуцианского идеала сменился жесткой вертикалью власти, наследованной от легизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: