Конфуцианский партикуляризм

Разрабатывая модель государственного устройства, ранние конфуцианцы, взяли за образец освященную древность и оперировали в основном, морально-этическими категориями. Источником власти правителя является традиция в смысле наследования, продолжение дела отца, или, при смене династии, Небесное повеление, т. н. «Небесный мандат». В обоих случаях нахождение на престоле связано с моральными качествами правителя, прежде всего, с обладанием им добродетелью-дэ. Основной функцией занимающего престол является осуществление правления-чжэн, которое в идеале сводится к воспроизводению морального поведения, репродуцированию древних устоев: правитель должен быть гуманным, почтительным к старшим, следовать долгу, пользоваться доверием народа, знать и поддерживать нормы поведениями. Конфуцианское правление также предполагает отбор мудрых помощников, на плечи которых и ложится основная ответственность в управлении страной.

Власть правителя носит скорее сакрально-ритуальный характер, он воздействует на народ силой личного примера, а не посредством изменений или других активных действий. Идеал конфуцианцев лежал в древнем устройстве государства, поэтому правитель только поддерживает порядок или восстанавливает его. Это идеал, в реальности же правитель не всегда обладает необходимыми добродетелями, а обладающие ими еще реже являются правителями.

Поэтому Конфуций, не желая снижать планку, акцентирует внимание на разработке идеала цзюнь-цзы, благородного мужа, совершенной личности, которая и воплощает все возможные идеалы. И уже здесь проявляется партикуляризм, присущий конфуцианству — приведение мира к гармонии происходит стадиально, в идеале и в реальности действуют разные субъекты.

Среди основных понятий раннего конфуцианства, на наш взгляд, чуть ли не центральным, предельно конкретным является учение о ли — нормах поведения. Именно в нормах поведения заложены остальные категории: гуманности, долга, доверия, верности и др. И именно нормы поведения в конфуцианстве есть тот универсальный принцип, те постоянства, которые равны для всех, они определяют нормы взаимоотношений людей. В произведениях раннего конфуцианства категории цюань уделено ничтожно мало внимания, в «Лунь-юе» и в «Мэн-цзы» это слово встречается лишь трижды, и ни разу не ассоциируется с правителем и управлением вообще. Конфуций и Мэн-цзы вообще не очень интересовались экономическим прогрессом, и их экономические взгляды ограничиваются, в основном, намерениями возродить древние устои. Но особого внимания заслуживает трактовка этого термина у Мэн-цзы: «Когда мужчина и женщина, обмениваясь чем-то, не касаются друг друга — это значит действовать согласно принятым нормам (ли), когда спасают тонущую невестку, протягивая ей руку — это значит уметь действовать по обстоятельствам (цюань)» [1]. В этом же значении употреблено слово цюань и в более поздних памятниках около-конфуцианской мысли — «Гунъян чжуани» и «Чуньцю фаньлу», что дает нам возможность рассматривать понятие цюань именно как «действие, совершенное вопреки постоянным правилам» в рамках конфуцианства, причем моральным правом совершать такое действие является достойный, благородный муж. Понятие цюань в конфуцианстве, таким образом, также является выражением принципа партикуляризма, оправданности поведения, отличного от постоянных норм, равных для всех. Сюнь-цзы, третий представитель раннего конфуцианства, уделяет понятию цюань гораздо больше места. Он применяет его и для злободневной социальной критики, и, что более важно, выводит его на уровень некого «онтологического принципа»,

меры вещей, присущей всей Вселенной. Более системный в своих построениях, Сюнь-цзы не приемлет понимание цюань как индивидуального, децентрализующего начала, что сближает его с универсализмом, присущим легизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: