Представление об универсализме развития

По общенаучному определению, развитие есть всеобщее свойство материи и сознания. Оно характеризуется одновременно тремя свойствами: необратимостью, направленностью и закономерностью происходящих в развивающемся объекте изменений. При этом отмечается, что одной из основных его характеристик является время, точнее, протяженность во времени, которое и выявляет направленность развития. Определение Г. Гегелем направления развития (духа вообще) как движения от «абстрактного к конкретному», получившее в работах Г. Спенсера силу общего закона развития, имеет большое значение для трактовки психического развития. Эта мысль о развитии от общего к частному была заложена Я.А. Коменским в основополагающем для его системы обучения принципе природо сообразности. Согласно этому принципу, «... природа выводит все из начал, незначительных по объему, но мощных по внутренней силе... природа начинает свою общеобразовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным». Анализируя общие законы умственного развития, Н.И. Чуприкова соотносит его, во-первых, с системной организацией когнитивных структур, когнитивных схем-репрезентаций, во-вторых, с утверждением, что, как всякая другая система, когнитивно-репрезентативная структура развивается и, следовательно, умственное развитие есть частное проявление всеобщего процесса развития, также подчиняющееся закону от общего к частному. Отметим, что психическое и, в частности, умственное развитие человека не должно отождествляться с развитием личности в целом. «Подобно тому, как личность и психика являются нетождественными, хотя и находятся в единстве, так и развитие личности (как системного социального качества индивида, субъекта общественных отношений) и развитие психики образуют единство, но не тождество».

Категория противоречия, как известно, является центральной в диалектике (Г. Гегель, Ф. Энгельс). Г. Гегель рассматривал противоречие как внутренний импульс развития. Категория противоречия включается отечественной психологией в характеристику психического развития при анализе его движущих сил (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова). Эти силы представляют собой разного рода противоречия: между потребностями человека и внешними обстоятельствами; между возрастающими способностями (физическими и духовными возможностями)и старыми формами деятельности; между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями (средствами, способами) их удовлетворения; между новыми требованиями деятельности и ^сформированными умениями, в общем, диалектические противоречия между новым и старым. Другими словами, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.

Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С. Выгодским, А.Н. Леонтьевым, Д.В. Элькониным. При этом само психическое развитие трактуется ими как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. По определению Л.С. Выгодского, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Резкие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать «форму острого кризиса». В психологии известны пять кризисных периодов, по Л.С. Выгодскому. Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года — от младенчества к раннему детству. Кризис 3 лет — это переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту (пубертатность — возмужалость, половая зрелость). При этом общая схема некоторого чередования относительно стабильных и переломных моментов процесса развития остается постоянной. Здесь необходимо также обратить внимание на то, что кризисы соотносятся с изменениями в условиях жизни ребенка, например с его переходом от дошкольного к школьному детству."

Представление об универсализме развития Период VI—I вв. до н. э. по праву считается «золотым веком» китайской культуры. Это было время расцвета интеллектуального творчества, породившее такой феномен истории китайской философии, как «сто школ мысли», представители каждой из которых на протяжении практически пятисот лет разрабатывали, предлагали, реализовывали на практике различные «идеальные» способы политического устройства на фоне длительной политической раздробленности и практически постоянного стремления к унификации, единству и стабильности.

Самыми успешными, оказавшими наибольшее влияние на становление государственности в Китае стали две школы — легизм и конфуцианство. Доктрины первой из них были заложены в основу управления царства Цинь, которое в 221 году до н. э. смогло объединить царства Центра, создав первую централизованную империю. Свергнув Цинь, правящий дом Хань унаследовал многое из политической практики предшественницы и вскоре провозгласил конфуцианство официальной идеологией империи, что оставалось практически неизменным вплоть до начала XX в.

Политическим воззрениям легистов и ранних конфуцианцев посвящено огромное количество исследований. В нашем же эссе мы сконцентрируемся на анализе лишь одного политического термина — цюань, основное значение которого в современном китайском языке — это «власть, права»; и попытаемся наметить характер становления концепции «власти» правителя в период противоборства легизма и конфуцианства.

Терминология

Первое значение слова цюань — это гиря, безмен, инструмент для определения веса какой-либо вещи. Создание гири является одной из заслуг китайских культурных героев — совершенных правителей древности. Попытаемся проследить, каким образом этот термин прошел путь от «гири» до «власти».

Гиря-цюань — была мерой сбора натурального налога зерном — основы экономики древнего Китая; от того, сколько «гирь» зерна составлял налог, зависело благостояние низов и доходы верхов. В еще большей степени это зависело от того, чему равна эта «гиря». С этим связана и универсалистская деятельность центрального правительства (а отсюда значения цюань как балансировать, уравновешивать, регулировать), так и центробежное местничество чиновников, как в положительном смысле (соразмерять, действовать по обстоятельствам, учитывать — сокращать меру), так и в отрицательном (замышлять, быть хитроумным, ловким — увеличивать меру). Из этого набора характеристик формируется понятие экономической власти.

В древнекитайском языке прилагательные «тяжелое» и «легкое» обозначали, помимо веса, также «важное» и «второстепенное», аналогично русским «весомый» и «легковесный». Гиря-цюань, определяя вес, также является мерой морально-этических норм (отсюда значения: авторитет, весомый), что связано уже с политической властью.

Изначально связанный с экономикой, в древнекитайских филосософских текстах термин цюань встречается практически во всех своих значениях, и как универсальные установления, и как проведение экономической политики партикуляризма, как моральное право идти наперекор норме, и как борьба за влияние. Часто в переводах на европейские языки памятников мысли Древнего Китая этот термин переводится как «власть», однако, нам представляется, что процесс однозначной ассоциации «гири» с «правителем» и становление понятия «власть» проходил на всем протяжении «борьбы ста школ», завершившись после слияния легизма и конфуцианства в Ханьскую эпоху.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: