Методологические (объяснительные) принципы психологии

Принцип (лат. рппсгргит — начало, основа) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, системы и т. д. Проще говоря, система правил, которыми руководствуются ученые в своей деятельности. Принципы определяют направление научного поиска, в их рамках дается интерпретация полученных результатов. В то же время принципы как исходные положения, правила, нормы, создаваемые в научном мире, не открываются и не изобретаются. Они вырабатываются в длительном процессе научного познания и освоения человеком объективной действительности, к которой относится и психика во всем многообразии ее проявлений. Принципы настолько жизнеспособны и деятельны, насколько отражают реальность и способствуют ее исследованию.

Каковы же основные методологические принципы, подходы, сложившиеся в отечественной психологии?

В совместной работе «Теоретическая психология» А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский в качестве основных объяснительных принципов указывают: детерминизм; системность', развитие. Все другие принципы, по их мнению, могут быть сведены к этим трем. С данной позицией нельзя не согласиться, поскольку в такой трактовке они выступают как философские, т. е. общенаучные.

В то же время в других работах отечественные психологи выделяют еще ряд принципов, которые в большей степени раскрывают и показывают специфику психологической пауки, ее развитие и направление проводимых исследований.

Принцип объективности. В современном понимании это научный принцип беспристрастности, т. е. стремление постичь истину и встать выше сиюминутных стремлений, желаний, избежать субъективных оценок.

В марксистской терминологии данный принцип зачастую истолковывался как принцип партийности, «классовой позиции», т. е. необходимости в научных исследованиях занять определенную мировоззренческую позицию: или диалектико-материалистическую, или религиозно-идеалистическую (в различных их вариациях).

Необходимо отметить, что содержание термина «субъективное» достаточно многозначно. Как правило, он употребляется в трех значениях.

Субъективное как полная противоположность объективной реальности, как мой внутренний идеальный образ вне меня находящегося окружающего материального мира; как мир «непосредственно» данного мне опыта, который подлежит, поэтому исследованию совершенно другими методами, чем окружающая объективная реальность (именно в этом смысле и употреблялся этот термин в рамках интроспективной психологии).

Принцип диалектико -материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов.

Детерминизм (от лат — определяю) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Психологии принцип детерминизма ориентирует исследователя на поиск причин, условий и факторов, которые обусловливают возникновение и функционирование психических явлений. Поскольку в психике нет ничего, что не имело бы своей внутренней или внешней причины, как бы эти причины ни были глубоко скрыты и опосредованы другими явлениями, условиями и факторами.

Применительно к психологии в развитии принципа детерминизма можно выделить несколько эпох.

Предмеханический (натурфилософский) детерминизм представлен древнегреческими философскими учениями, пронизанными

идеями гилозоизма. Гилозоизм (от греч. hule — материя и где жизнь)

— философское учение и идеи о всеобщей одушевленности природы — синоним панпсихизма. Космос и окружающая природа представляются как живой организм в своей целостности, нерасчлененности, противоречивости и цикличности развития. Душа, в отличие от древнего анимизма (от лат. Anima

— душа), мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов, семян вещей), подчиненной общим для всего космоса законам (логосу). Механический детерминизм связан с механистическими представлениями окружающей картины мира.

Механистический принцип в качестве универсального методологического подхода и способа объяснения и познания мира закрепляется в философии, переносится в психологию, все психические явления, поведение и сознание человека трактуются и описываются, но аналогии с механическими процессами. Биологический детерминизм исходит из идеи, что жизни присуща целесообразность, неистребимая устремленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию вопреки разрушающим воздействиям среды. Ч. Дарвин и К. Бернар объяснили эту телеологичность (целесообразность) естественными причинами. Первый — изменчивостью, наследственностью, отбором и сохранением форм, эволюционно оказавшихся приспособленными к условиям существования. Второй — особым устройством органических тел, позволяющим заблаговременно включать механизмы, способные удержать основные биологические процессы па стабильном уровне (впоследствии американский физиолог.

Социальный детерминизм исходит из идеи детерминации психического развития социальными условиями и факторами. Причем выделяются направления: макросоциального детерминизма и микросоциального детерминизма.

Философские идеи о социальной сущности человека, обусловленности его развития особенностями национальной культуры начинают реализовываться в конкретных научных исследованиях в истории, этнографии, филологии начиная с XIX в. В. Вундт пишет 10-томный труд «Психология народов» (1900-1920). По мнению Вундта, для изучения психических процессов высшего порядка (обучаемость, память, речь и др.) применимы только неэкспериментальные методы исследования, практикуемые в социологии, антропологии, социальной психологии, поскольку природа высших процессов Вльтурно-историческая.

Иную позицию занимал русский мыслитель А. А. Потебня (1835-1891). В своих работах «Мысль и язык», «Психология поэтического и прозаического мышления», «Миф и слово» и др. он выступил инициатором создания культурно-исторической психологии, с позиций которой главным фактором психического и интеллектуального развития человека выступает прогресс национального языка как органа, образующего мысль. Идея о том, что язык формирует. Принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности.

Все психические явления суть результаты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром. Психические явления выступают как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности, как образы предметов и явлений окружающего мира, как единство реального бытия и его отражения. Рубинштейн писал: «Всякий психический факт — это и кусок реальной действительности, и отражение действительности — не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что Оно является и реальной стороной бытия, и его отражением — единством реального и идеального».

Психическое отражение объективного мира осуществляется живым организмом в субъективных образах, сложность, яркость и адекватность которых отражаемому зависят от форм и уровня психической организации. Именно в этом субъективном образе мир изменяется, переделывается, подвергается реконструкции. И этот же образ выступает как основа адаптивного характера психического отражения, обеспечивая функции регуляции поведения и деятельности отдельной животной особи или индивида либо их сообществ.

Принцип развития и самодвижения психики предусматривает постепенное и скачкообразное усложнение психики, как в процессуальном, так и содержательном аспектах, понимание психического как единства непрерывного и дискретного, что проявляется в следующих моментах:

• выделение этапности, фазовости в развитии любого психического. процесса;

• возможность адекватно познавать психическое только в его динамике, развитии;

• источник самодвижения психики заложен в ней самой и характеризуется противоречивостью и гетерохронностыо развития (неравномерностью, несовпадением фаз и направлений биологического, психического и социального развития, созревания и разрушения). Но в целом в тенденции психика подчинена закону самовозрастающего развития;

Принцип системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики.

Психика рассматривается как целостность, в которой все психические явления являются ступенями, включенными в определенную иерархию, где нижние ступени психического субординированны, т. е. подчинены, и управляются высшими, а высшие, функционируя на основе низших, опираясь па них, в то же время к ним не сводятся.

Принцип системности опирается на ряд идей:

• о целостности психики, предполагающей рассмотрение психического во множестве внешних и внутренних отношений;

• о многоплановости и многоуровневости психических явлений;

• о существенной роли социальной детерминации не только личностных свойств, по и психических процессов.

Принцип самоорганизации живых систем и организмов предусматривает изучение психики и психических феноменов исходя из идей гомеостаза (способности состояний и свойств организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанной на устойчивости внутренней среды организма, но отношению к воздействиям внешней среды), а также исследование функций психики, обеспечивающих активное приспособление и адаптацию к условиям окружающей среды.

Принцип единства личности, сознания и деятельности основывается на том, что сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна.

Таковы основные методологические (объяснительные) принципы, выработанные отечественной психологией. Перечисленные принципы определяют подход к созданию психологических систем, направления психологических исследований и раскрываются через систему понятийно-категориалыного аппарата психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: