Метод структурной идентификации или частотного выравнивания

Используется как в линейном, так и параллельном эксперименте. В линейном – группа отбирается так, чтобы она могла представлять микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Этот отбор может быть осуществлен по принципу квотной выборки. В параллельном – по контрольным и нейтральным характеристикам выравниваются структуры контрольной и экспериментальной групп.

3)выравнивание по квоте – построение одинакового для обеих групп распределения признаков.

4)метод случайного отбора (рандомизация) – см. методы вероятностной выборки – простая случайная, механическая, серийная.

Этапы проведения эксперимента:

1.определение цели

2.выбор объекта (объектов)

3.выделение предмета

4.выбор контрольных, нейтральных и факторных характеристик

5.определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации.

6.формулировка задач и гипотез

7.выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента

8.определение метода фиксации результатов

9.проверка эффективности эксперимента.

Валидность эксперимента:

1.внутренняя валидность – это уверенность в том, что именно участвующий в эксперименте фактор является причиной изменения.

Факторы внутренней валидности:

-фон эксперимента – события, которые происходят между первым и вторым измерениями.

-естественное развитие – изменения в участниках эксперимента, связанные с течением времени.

-эффект тестирования (измерения) – влияние процедур измерений на поведение участников, опыт участия в экспериментах

-погрешности измерительного инструмента

-состав группы – в случае неэквивалентности контр. и эксп. групп

-выбывание испытуемых в ходе эксперимента

-взаимодействие состава группы:

2.внешняя валидность – уверенность в том, что полученные выводы можно распространять на генеральную совокупность.

Факторы внешней валидности:

-предварительное тестирование – возможное изменение восприимчивости испытуемых к воздействию экспериментального фактора

-эффект взаимодействия отбора испытуемых и экспериментального фактора

-условия организации эксперимента

-взаимное наложение всех других факторов

3.7. Фокус-группа: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий. Принципы проведения фокус-групп.

Фокус-группа – это групповое фокусированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективной информации о восприятии ими различных объектов. Качественный метод.

Особенности применения:

-используется перед массовым анкетированием для разработки макета анкеты

-изучение языка и образа мышления респондентов

-может проводиться как одновременно с количественным исследованием, так и после для проверки и интерпретации полученных количественных данных.

-позволяет изучать эмоциональную и невербальную реакцию респондентов

-позволяет изучать динамику формирования мнений

-позволяет выявить особенности группового восприятия определенного объекта

-пилотажная проверка гипотез

-чаще используется в маркетинговых и политических исследованиях

Достоинства:

-быстрота в получении результатов

-дешевизна

-простота и естественность процедуры для респондентов

-обеспечивает постоянное взаимодействие с респондентом, что позволяет конкретизировать ответы

-гибкость и мобильность – изменение содержания и последовательности ответов

-возможность получения большого объема информации

-взаимодействие респондентов в группе стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии

-заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получить из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов.

-возможно изучение влияния комментариев других людей на формирование мнения респондента

Недостатки:

-проблема валидности и репрезентативности

-взаимодействия в группе приводят к тому, что высказывания не являются независимыми

-уровень квалификации модератора

-сложность организации

Реализация данного метода предполагает формирование дискуссионных групп (чаще 10-12 человек) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Внимание участников групповых дискуссий при этом сосредотачивается на каком-то одном важном аспекте проблемы, внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей различных категорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: