Инструментарий

Для проведения наблюдения на основе программы исследования разрабатываются специальные документы:

бланк наблюдения, включающий перечень наблюдаемых признаков и характеристик объектов. Бланк для фиксации результатов не должен быть перегруженным и фиксирующим большое число признаков одновременно. Наблюдается лишь то, без чего не могут быть решены задачи исследования. В бланке наблюдений наблюдатель фиксирует результаты наблюдений за каждой единицей наблюдения по предварительно определенным в программе позициям. На каждом из бланков обязательно фиксируется информация о том, когда, где и кем проведено наблюдение.

- инструкция наблюдателю – создается тогда, когда наблюдения проводит кто-то помимо исследователя. В ней наиболее подробно разъясняется содержание работы, трудные случаи, двусмысленные ситуации., поясняются некоторые термины, что обеспечивает одинаковое и правильное понимание их всеми наблюдателями. В инструкции, как и в программе исследования, указываются правила отбора единиц наблюдения.

-план наблюдения – составляется наблюдателем, может согласовываться с организатором

-расшифровка наблюдения – краткий отчет о наблюдении.

С целью получения объективной информации об изучаемом явлении используются следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением, контроль результатов другими методами, обращение к повторному наблюдению, исключение из записей оценочных терминов.

3.5. Социометрия: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например, бригады, малые предприятия). При изучении малых групп в социологии используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии.

Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrum – измерение. Впервые он был употреблен Якобом Морено в конце 19 века в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Именно этому американскому социопсихологу принадлежит заслуга в создании методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации.

Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают:

1)теорию малых непосредственно контактных групп Я.Морено;

2)различные математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений;

3)совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и объединенных совместной жизнедеятельностью.

Т.о., социометрия – совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений членов малых социальных групп.

Особенности:

-можно выявить особенности систем неформальных отношений в группе

-используется для диагностики межличностных отношений в малых социальных группах

-изучение внутригрупповых статусов членов группы

-изучение степени сплоченности / разобщенности группы

-выявление внутригрупповых подсистем

-выявление неофициальных лидеров малых групп, изгоев коллективов

-изучение характера социально-психологического климата коллектива и тенденции его трансформирования

-выявление многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность малых групп

При решении вышеназванных задач социометрия может играть роль как главного, так и дополнительного метода. Но в любом случае он обязательно сопрягается с другими методами – анализом документов, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.

Достоинства:

-применение социометрии в различных сферах микросоциологии позволяет повысить степень производительности труда

-смягчение и разрешение конфликтов

-способствует выработке, принятию групповых управленческих решений

-при методологически грамотном применении позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп

-разрешение вопросов комплектования групп

Недостатки:

-непременим для изучения больших социальных групп

Основные понятия:

Социометрический критерий – это вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними; конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде вопроса конкретным участника группы.

Виды социометрических критериев:

-коммуникативные (социометрические тесты) – используется для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член видит свое непосредственное окружение

-гностические (тесты социальной перцепции) - предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

-официальные – замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, сугубо служебных обязанностей.

-неофициальные – выявляют неформальные межличностные отношения

-дихотомические – выявляют отношения симпатий и антипатий

критерии ранжирования – создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы.

-параметрические – формулируется с четким ограничением количества выборов

-непараметрические – предполагают любое количество выборов

На основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе, но большое количество критериев способно утомить отвечающего и внести искажения в информацию. Нецелесообразно увеличение критериев свыше 7-8.

Рекомендации относительно количества ограничений на число выборов:

Число членов группы социометрическое ограничение

5-7 1

8-11 2

12-16 3

17-21 4

22-26 5

27-31 6

32-36 7

Сами критерии необходимо располагать от простого к сложному.

Выбор – единица измерения и анализа в социометрии. Виды: положительный, отрицательный, нулевой (отсутствие выбора)

Этапы социометрического исследования:

1)получение предварительной информации об исследуемом объекте путем изучения имеющейся документации о нем (списков членов группы, оценок деятельности данной группы и ее членов экспертами, наблюдения за условиями жизнедеятельности группы и поведением его членов). На этом этапе исследователю необходимо завоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, их желание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определить такое время и место для проведения социометрического опроса, которое обеспечит участие в нем всех членов группы

2)социометрический опрос – главное средство получения социометрической информации. Осуществляется с помощью социометрической карточки и пронумерованного списка членов группы. социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку.

3)создание социоматрицы – сводная таблица, в которую заносятся результаты социометрического опроса.

4)создание социограммы - графическое изображение полученных результатов. Члены группы могут изображаться в виде точек, геометрических фигур, которые соединяются стрелками, отражающими характер их взаимоотношений

Виды социограмм:

Произвольная – показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее благоприятным для восприятия расположением членов группы.

Круговая – все члены группы располагаются симметрично по окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи. Для упрощения представления результатов исследования можно строить отдельно социограммы с положительными и отрицательными выборами.

Гроздь – наглядно изображает социально-психологические группировки коллектива. Расстояние между символами членов коллектива определяется характером и интенсивностью их межличностных связей.

Мишень (концентрическая) – символические изображения членов группы изображаются в пределах концентрического круга, причем их расстояние от центра данного круга определяется показателем их социометрического статуса. Чем ниже статус, т.е. чем меньше позитивных и больше негативных выборов получил член группы, тем дальше от центра располагается его символ.

Локограмма – членов группы обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в рабочем помещении.

Звезда – данная социограмма обнаруживает неофициального лидера-«звезду».

5)индексологический этап – высчитывание социометрических индексов.

Индекс – количественная характеристика межличностных отношений.

Виды индексов:

1.Персональные –отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к другим членам группы.

Социометрический статус, [C] – это характеристика позиции члена группы, в которой отражается степень влияния человека на данную группу, потенциальная способность человека к лидерству.

Ci = B / N-1; Ci – социометрический статус i-го члена группы;

В – количество полученных i-ым членом группы выборов;

N –количество членов группы.

Положительный социометрический статус: Ci (+) = B(+) / N-1

Отрицательный социометрический статус: Ci (-) = B(-) / N-1

Ci = Ci (+) + Ci (-)

Индекс эмоциональной экспансивности [E] – это характеристика потребности определять отношение симпатии, антипатии к другим членам группы. Определяет, насколько человек активен.

Ei = Vi / N-1; V – количество выборов, отданных i-ым членом группы;

Ei = Ei(+) + Ei(-) = Vi (+) + Vi (-) / N-1;

Индекс объема взаимодействия [A] – представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта и как объекта выборов.

Ai = Pi / N-1; Pi – количество взаимодействий – сумма односторонних положительных и отрицательных выборов и три вида двухсторонних: взаимоположительных, взаимоотрицательных, несимметричных.

2.групповые – отражают социально-психологические свойства группы.

индекс социометрической когерентности – [K] – характеризует степень связанности группы по выделенному критерию: K = F / N* N-1; F – общее количество отданных и полученных выборов.

Индекс взаимности [G] – измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных выборов.

G = Q / N* (N-1); Q – количество взаимных положительных связей.

Индекс референтности: R = Q / L, где L – общее количество положительных выборов;

Q – количество взаимных положительных выборов.

6)анализ и интерпретация полученных данных – выводы по цели и задачам

7)формулировка рекомендаций

3.6. Эксперимент: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий.

В общем виде, эксперимент – это общенаучный метод получения нового знания в контролируемых и управляемых условиях. В социологию он пришел из естественных наук, где он примерно с 17 века стал основным способом опытной проверки научных теорий

Социологический эксперимент – это метод, позволяющий установить наличие, отсутствие, а также степень воздействия определенного фактора на исследуемый объект.

Особенности:

-найти ответы на определенные вопросы может помочь только эксперимент, способный в силу своих возможностей проиграть заданную ситуацию и «выдать» ценную информацию.

-основная цель проведения – проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные по характеру управленческие решения.

-изучение влияния определенного фактора

-эксперимент лучше проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых.

-объект, с помощью которого проводится эксперимент, часто выступает только как средство для создания экспериментальной ситуации. Поэтому в последующем, в отличие, например, от объекта массового опроса, он может не иметь отношения к использованию полученных результатов и выводов.

Достоинства:

-осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами не представляется возможным.

-позволяет, в отличие неэкспериментальных методов, позволяет установить причинные связи

Недостатки:

-его использование в социальных науках во многих случаях сталкивается с существенными техническими, этическими и прочими ограничениями.

критерии отбора экспериментальных групп:

Основные понятия:

Общая логика эксперимента заключается в том, что при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик.

Виды характеристик:

1.контрольные – характеристики объекта, которые интересуют исследователя.

2.факторные – характеристики изучаемого объекта, которые вводятся или измеряются самим исследователем.

3.нейтральные – характеристики, не участвующие в эксперименте.

Условия проведения эксперимента:

-в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы

-изменение контрольных характеристик должно зависеть от факторных, т.е. тех, которые вводятся исследователем.

-изменение в нейтральных характеристиках не должно отражаться на контрольных

-на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие явления, не относящие к экспериментальной ситуации, но потенциально способные изменить ее состояние.

Виды эксперимента:

По характеру вмешательства исследователя:

1.мысленный (модельный, квазиэксперимент) – специальная технология интерпретации информации об изучаемом объекте, исключающая вмешательство исследователя в процесс, происходящий в объекте. Манипулирование информацией об изучаемом объекте без вмешательства в действительный ход событий.

Формы проведения:

-на математической модели

-пост фактум – после свершившегося события

2.натурный – предполагает вмешательство исследователя в ход изучаемого объекта. Бывает 2-х видов:

1.полевой – объект находятся в естественных условиях своего функционирования.

2.лабораторный – экспериментальная ситуация, а часто и группы, формируются искусственно.

По характеру объекта исследования:

1.социальный – преобразование реальности

2.экономический

3.социально-психологический

4.педагогический

по характеру поставленных задач:

1.научный

2.прикладной

3.проективный

4.однофакторные

5.многофакторные

по характеру экспериментальной ситуации:

1.контролируемый

2.неконтролируемый

по логической структуре доказательства гипотез:

1.линенйный – анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной и экспериментальной

2.параллельный – одновременно участвуют 2 группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным характеристикам. Характеристики контрольной группы являются постоянными в ходе всего эксперимента, а экспериментальной – изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются.

По плану эксперимента:

1.до-после без контрольной группы – линейный эксперимент, 1 группа, измеряются характеристики до эксперимента и после

2.до – после с контрольной группой – 2 группы, измеряются характеристики до и после в обеих группах

3.только после с контрольной группой – 2 группы, но в обеих измеряются характеристики только после воздействия экспериментального фактора.

4.якобы до-после с контрольной группой – в обеих группах производится одно измерение, но на разных стадиях: в экспериментальной – после воздействия факторов, в контрольной – до.

Методы формирования групп для эксперимента:

1)метод попарного отбора (точечное выравнивание) – из генеральной совокупности набираются 2 группы, участники отбираются таким образом, чтобы их контрольные и нейтральные характеристики были идентичны, а факторные – отличны. Обычно используется в параллельном эксперименте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: