Общие правила конструирования опросников

Логика построения вопросов.

К анкетированию и интервьюированию и фокус-группе

При составлении опросника выделяют следующие логические последовательности:

1.метод воронки – сначала задаются общие, а затем конкретные вопросы

2.перевернутая воронка – сначала задаются конкретные вопросы, а затем общие

3.тоннель – серия вопросов одинаковой глубины по всем аспектам проблемы

4. сначала задаются вопросы о фактах, а затем оценочные и мотивационные

5.последовательность Гэллопа – 5 ступеней:

а) выявление степени осведомленности

б) выявление общего отношения к проблеме

в) выявление отношения к отдельным аспектам проблемы

г) выявление мотивации отношения

д) выявление степени интенсивности мнения респондента

-включаются вопросы, позволяющие измерить зависимые переменные

-формулировка вопросов должна быть короткой, недвусмысленной, удобочитаемой, без использования специальных терминов и сленга, не требующие особой компетенции (если это не экспертный опрос).

-в вопросах, касающихся фактов или поведения людей, необходимо конкретно определять временные и пространственные координаты интересующих событий.

-при постановке «сензитивных» (угрожающих, деликатных) вопросов, т.е. направленных на получение сведений, которые люди обычно предпочитают утаивать, следует использовать косвенные формулировки.

-должен соблюдаться принцип расположения вопросов от более простых в начале анкеты к более сложным в середине и простым, «разгрузочным» в конце анкеты.

-смысловые блоки вопросов должны быть отделены «переключателями внимания», обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока.

-вопросы-фильтры должны быть снабжены указателями-переходами для разных групп респондентов

-не должно быть скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента

-не должно быть нарушений в верстке и графическом оформлении анкеты

Подготовка анкеты включает в себя следующие этапы:

1.разработка ее проекта

2.пробный опрос, который охватывает небольшое количество лиц (20-30 человек)

3.доработка анкеты и массовый опрос

Виды анкетирования:

По количеству опрашиваемых: групповой и индивидуальный. Также разновидностью анкетирования является почтовый опрос. Он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.

Преимущества почтового опроса:

- простота организации

-возможность выбора респондентом наиболее удобного времени для заполнения анкеты

-отсутствие влияния интервьюера

Недостатки почтового опроса:

-неполный возврат анкет

-непредставительность выборки

Разновидностью почтового опроса является прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует 2 вида такого опроса: когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного издания и когда через издание изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

3.2. Интервьюирование: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий. Типология интервью.

Интервьюирование – достаточно распространенная форма социологических опросов.

Интервью - целенаправленная, заранее подготовленная беседа с респондентом.

Особенности:

-интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Поэтому при планировании исследования часто приходится решать, что наиболее предпочтительно. Этот выбор зависит от конкретных целей и задач исследования, а также от его организационных возможностей и условий. Особенно важна роль интервьюирования при исследовании малоизученных сторон социальной действительности. Так же интервьюирование (экспертное) может использоваться при составлении анкеты для дальнейшего массового опроса.

Достоинства:

-включает наблюдение как метод

-участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего, пояснить формулировку, задать дополнительные вопросы

-личный контакт с респондентом

Недостатки:

- увеличение затрат времени на подготовку интервьюеров

-проблема контроля качества работы интервьюеров

-влияние личности интервьюера на ответы респондентов

-большие временные и финансовые затраты по сравнению с анкетированием

-обработка затрудняется наличием большого количество открытых вопросов

Инструментарий – бланк-интервью, в котором фиксируются ответы на вопросы. Содержание бланка интервью определяется видом интервью.

Различают несколько видов интервью – от свободной беседы до полностью формализованной процедуры опроса.

1. По месту опроса:

-по месту работы

-по месту жительства

2. По степени формализации процесса интервьюирования:

-полностью формализованное (стандартизированное) интервью. Самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником, по сути дела являющимся анкетой, и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью с закрытыми вопросами интервьюер использует карточки с возможными ответами на вопросы. При интервью с открытыми вопросами исследователь подробно разрабатывает план интервью, предусматривающий строгую последовательность вопросов и их формулировки в открытой форме. Здесь задача интервьюера – четкая фиксация ответов респондента. Способы фиксации ответа: дословная запись (вручную или с помощью диктофона).

- фокусированное (направленное) интервью – изучение общественного мнения относительно конкретного явления, факта, ситуации. Опрашиваемые в этом случае знакомы с объектом, интересующим социолога, и выражают свое отношение к нему, мнение о нем, его оценку. Фокусированное интервью – следующий шаг, ведущий к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и респондента. Респондентов в таком интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливаются и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

- свободное интервью – отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Оно применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание. Проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки – полностью зависят от индивидуальных особенностей интервьюера и респондента. Получаемая в данном опросе информация не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна и интересна именно своей уникальностью, анализом специфики изучаемой проблемы в конкретных условиях.

3.по уровню компетентности респондентов:

-интервью с респондентом, обладающим знаниями среднего уровня по той или иной проблеме

-фокусированное интервью (людей заранее предупреждают о теме опроса)

-экспертное интервью – респондент является специалистом в области исследования

3.3. Традиционный анализ, контент-анализ: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, этапы контент-анализа, инструментарий.

Метод анализа документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности как групп населения, так и общества в целом. Вследствие этого, документальная информация представляет большой интерес для социологов. Чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует рассмотреть основные виды документов.

Виды документов:

по форме фиксации информации:

1.письменные – информация представлена в форме текста

2.статистические данные – цифровая форма изложения

3.иконографическая документация – кино- фотодокументация

4.фонетические документы – магнитофонные записи, грамзаписи

по степени персонификации:

1.личные – дневники

2.безличные – статистические данные, материалы архивов, прессы и т.п.

по форме изложения:

1.учетная (описательная) – демографические процессы

2.отраслевая – данные по развитию отраслей

3.сводная аналитическая информация – публикации

4.моральная статистика – данные о девиантном поведении

по источнику информации:

1.первичные – созданные социологом в результате исследования

2.вторичные – созданные ранее

по статусу:

1.официальные – изданные госучреждениями

2.неофициальные – изданы частными лицами

Во всем многообразии исследовательских приемов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: традиционный анализ и контент-анализ. Два этих подхода к анализу документов хотя и различаются во многом, однако могут дополнять друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: