Лекция 14. Конические зубчатые передачи

Конические зубчатые колеса применяют в передачах между валами, оси которых расположены под углом. Основное применение имеют ортогональные передачи с осями, пересекающимися под углом .

 
 

Несмотря на то, что конические колеса в изготовлении и монтаже сложнее, чем цилиндрические, они имеют достаточно широкое применение в машиностроении, что связано с условиями компоновки узлов машин.

Конические колеса выполняют с прямыми (рис.6.9 а), тангенциальными (косыми) (рис.6.9 б) и круговыми (рис.6.9 в) зубьями.

Прямозубые конические колеса применяют при невысоких окружных скоростях (до 2...3 м/с). При более высоких скоростях целесообразно применять колеса с круговыми зубьями, которые обеспечивают плавное зацепление, меньший шум, большую нагрузочную способность и более технологичные.

Геометрические параметры конических зубчатых передач аналогичны цилиндрическим. В конических передачах вместо начальных и делительных цилиндров вводятся понятия начальных и делительных конусов с углами d1 и d2 (рис.6.10). У конического колеса различают внешнее и среднее торцовые сечения. Размеры, относящиеся к внешнему сечению, сопровождают индексом е, например, de, Re и т.д. Размеры в среднем сечении dm, Rm имеют индекс m. Re и Rm – внешнее и среднее конусное расстояние, de и dm – внешний и средний делительные диаметры, b – ширина зубчатого венца.

Размеры по внешнему торцу удобно измерять, их указывают на чертежах. Размеры в среднем сечении используют при силовых расчетах. Зависимости размеров в среднем и внешнем торцовых сечениях:

, , .

Стандартным является внешний торцовый модуль .

Передаточное число. Как и у цилиндрических передач .

Выразив d 1 и d 2 через конусное расстояние R и углы делительных конусов d1 и d2, получим и при .

Силы в зацеплении конических прямозубых передач. В зацеплении конической передачи действуют силы: окружная Ft, радиальная Fr и осевая Fа (рис.6.11). Зависимость между этими силами для прямозубой передачи нетрудно установить с помощью рисунка, где силы изображены приложенными к колесу

; ; ;

; .

Для шестерни направление сил противоположно. Причем, и .

Расчеты конических зубчатых колес.

Диаметры эквивалентных цилиндрических колес

, i = 1,2.

Числа зубьев эквивалентных цилиндрических прямозубых колес

, i = 1,2.

Эквивалентное передаточное число

.

Кроме того, вводим установленный опытом коэффициент понижения несущей способности конических передач по сравнению с цилиндрическими, равный 0,85.

После ряда преобразований получим формулу для расчета контактного напряжения конической прямозубой передачи

,

где .

При проектном расчете конической передачи определяют делительный диаметр шестерни в среднем сечении

,

где коэффициент ширины венца

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: