Программное обеспечение информационных технологий

Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию.

Рисунок 5 – Геометрические параметры проходимости автомобиля

Рисунок 4 – Графики к определению количества ступеней коробки передач

Рисунок 3 – Внешняя характеристика гидродинамической передачи



Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования.

Модели делятся на материальные и идеальные. Материальные модели могут быть статическими или динамическими. Идеальные модели могут быть образными, знаковыми и мысленными.

Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие.

. В работе с детьми можно использовать замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты.

Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:

- развитие продуктивного творчества детей;

- развитие высших форм образного мышления;

- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

- закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;

- создание условий для делового сотрудничества;

- активизация математического словаря детей;

- развитие мелкой моторики руки;

- получение новых представлений и навыков в процессе работы;

- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.

Модель дает нам не просто возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.

Планируется также и работа с родителями, которым даются задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель). Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель и ребенок.

1. При знакомстве с моделями необходимо указать, что это не просто схема или что-то еще, а приближенное описание оригиналов, как нечто такое,

что специально создано для решения поставленной задачи и что может быть заменено наиболее точным, удобным описанием;

2. Объяснить детям, что некоторые явления или процессы (например, время), которые мы не видим и не можем потрогать руками, можно изучить только с помощью их моделей;

3. Модели можно строить по-разному. Можно построить модель в виде учебной карты, схемы, таблицы... Это будут плоскостные модели. Модели могут быть и объемными;

4. Актуально детьми будет осознаваться лишь то содержание воспринимаемого, которое будет выступать как предмет, на который были направлены действия детей;

5. При работе с моделью должно быть совпадение двух типов действий: действия, вызываемые наглядным пособием, и действия, которые ребенок

должен осуществлять для решения поставленной задачи. Только при совпадении. Этих действий пособие будет обладать развивающим характером.

6. С помощью моделей мы решаем и такую задачу, как упорядочение имеющегося у детей опыта, но упорядочить можно лишь тот опыт, который есть у детей, поэтому моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими ранее. Нельзя использовать пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью;

7. Перед работой с моделью можно провести предварительную, вводную, ознакомительную беседу, чтобы познакомить детей с оригиналом, посте­

пенно подвести к работе с моделью;

8. Перед тем как проводить занятия с моделью, можно рекомендовать провести 1-2 занятия без моделей.

Тема: Использование наглядной плоскостной модели «От секунды до года»

Цель применения:

- дать детям представления о временных отношениях, их взаимосвязи (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год);

- закрепить представления детей об отношении целого и части, научить обозначать в пространстве отношения во времени; совершенствовать счет.

Структура модели: модель плоскостная представляет собой схему, где отображены связи между временными компонентами.

Описание работы с моделью: знакомить детей с моделью необходимо постепенно. Сначала работу нужно начинать с ознакомления с самими терминами (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Что по временным меркам больше, а что меньше, что во что входит.

Тема: Наглядная плоскостная модель «Домик, где знаки и числа живут»

Цель применения:

- закрепить умения детей составлять числа из двух меньших; складывать и вычитать числа;

- дать детям представления о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании;

- учить или закреплять умение сравнивать числа (больше, меньше, равно).

Структура модели: модель представляет собой 4-этажный домик, на каждом этаже расположено разное количество окошек, где будут жить знаки и цифры, но так как домик волшебный, то поселяться в домик знаки и цифры могут только с помощью детей. Домик вырезается из плотного картона и художественно оформляется. С обратной стороны домика этажи закрываются специальными кармашками, таким образом, чтобы можно было с лицевой стороны вставлять карточки со знаками и цифрами.

Из плотной бумаги вырезаются карточки с цифрами и знаками.

Тема: Применение наглядной плоскостной модели «Солнечная система»

Для детей старшей и подготовительной группы.

Цели применения:

- дать (или закрепить) представления детей о геометрических телах и фигурах (сравнивая круг, шар с другими геометрическими телами и фигурами);

- научить детей определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученной группы (солнечная система);

- научить (или закрепить) умение детей определять последовательность ряда предметов по размеру;

- развивать понимание пространственных отношений, определять местонахождение одних объектов относительно других;

- совершенствовать порядковый и количественный счет;

- закрепить умение пользоваться условной меркой для измерения расстояний;

- закрепить умение решать арифметические задачи.

Структура модели: модель представляет собой наглядную плоскостную схему, на которой изображена солнечная система. В дополнение к схеме имеется специальная карточка, которая предназначается для взрослого, где запечатлена информация о солнечной системе (небольшой рассказ о солнечной системе, размеры планет). К модели прилагается комплекс смоделированных планет, их можно вырезать из картона и художественно оформить, при этом необходимо соблюдать пропорциональность их размеров друг к другу.

Описание работы с моделью: с целью закрепления представлений детей о геометрических телах и фигурах необходимо взять круг или шар (любая из планет солнечной системы) и другие геометрические фигуры или тела с целью их сравнения. Можно отметить наличие (или отсутствие) углов, сторон и сделать соответствующие выводы.

Тема: Создание наглядной объемной модели «песочные часы»

Цель применения: научить детей измерять время при помощи модели песочных часов; активно включаться в процесс экспериментирования.

Структура модели: модель объемная, трехмерная. Для создания модели требуются следующие материалы:

- пластиковые бутылки с узким горлышком (2 штуки);

- пластиковая прокладка, диаметр которой должен быть по диаметру горлышка бутылок (1 штука);

- клейкая лента;

- песок;

- клей.

Действия по изготовлению модели:

1. Вырезать из пластиковой бутылки донышко и горлышко, которые будут необходимы при изготовлении модели»

2. Соединить донышко и часть бутылки, где расположено горло; закрепить их. Должен получиться «стаканчик».

3. Затем стаканчики соединяются в области горлышек, между которыми закрепляется пластиковая прокладка с просверленным посередине небольшим отверстием. Чтобы закрепить горлышки между собой, необходимо воспользоваться клейкой лентой.

В итоге должна получиться модель песочных часов.

Чтобы можно было измерять время, необходимо открыть крышечку донца одной из бутылок и насыпать туда песка ровно столько, сколько его необходимо, чтобы за 1 минуту песок из одного отсека часов перешел в другой. Сделать это нужно путем экспериментирования.

Описание работы с моделью: с помощью модели песочных часов можно сначала провести познавательное ознакомительное занятие. Показать детям картинки с изображением разных песочных часов, потом продемонстрировать модель, рассказать о происхождения песочных часов, зачем они нужны, как ими пользоваться, как они работают. Затем вместе с детьми можно проводить эксперименты: например, эксперимент, доказывающий точность часов. После с детьми можно использовать модель при измерении времени.

Упражнения с использованием наглядного моделирования

1. Рассматривается картинка и используется наглядное моделирование. 1 августа мама сварила 3 банки яблочного варенья. Одну банку варенья поставили на стол к чаю в честь 1 сентября. Вареньем из второй банки лакомились на Новый год. Третью банку варенья открыли на праздник 8 марта. Сколько месяцев сохранялось варенье в каждой банке? (Первая банка — 1 месяц, вторая — 5 месяцев, третья — 7 месяцев.)

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников может осуществляться по-разному. Поскольку опыт и знания у детей невелики, обучение в основном идет так: сначала с помощью взрослого накапливаются конкретные знания, а затем они обобщаются до простейших правил и закономерностей. Однако этот необходимый и важный для умственного развития маленьких детей путь имеет и свои недостатки: дети не могут выйти за пределы тех единичных фактов и случаев, на основании которых были подведены к обобщениям; не в состоянии подвергнуть анализу более широкий круг знаний, что ограничивает развитие их самостоятельной мысли и поиска. Поэтому в обучении необходимо использовать и другой путь, когда мысль и усвоение знаний идут от общего к частному. Усвоенное правило дети должны научиться применять в конкретных условиях.

Рациональное сочетание указанных методов способствует наиболее высокому умственному и математическому развитию детей. Не всегда следует ставить ребенка в позицию «первооткрывателя», вести его от единичных конкретных знаний к выводам и обобщениям. Ребенок должен научиться овладевать и готовыми знаниями, накопленными человечеством, ценить их, уметь пользоваться ими для анализа как своего опыта, так и фактов и явлений окружающей жизни.

Например, на определенном этапе дошкольников знакомят с четырехугольниками. Обращаясь к детскому опыту, можно, во-первых, предложить найти и назвать те знакомые фигуры, которые имеют четыре стороны и четыре угла и могут быть отнесены к четырехугольникам, а во-вторых, отыскать предметы или части предметов четырехугольной формы (подобная конкретизация углубляет знания детей об этой геометрической фигуре).

Аналогично детей знакомят и с многоугольниками. Конкретизируя свои знания, дошкольники показывают и называют треугольники, квадраты, прямоугольники разных размеров, относя все эти фигуры к многоугольникам. Представление о многоугольнике как бы надстраивается над всем разнообразием фигур, ограниченных замкнутыми ломаными линиями, правильных и неправильных, больших и малых.

Следовательно, для развития мыслительных способностей детей необходимо пользоваться разными путями, подводить их к пониманию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного. Обучение в детском саду — это не только сообщение знаний, но и развитие у детей умственных способностей, механизмов умственной деятельности, что облегчает переход от эмпирических знаний к понятийным.

2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребенка в целом и отдельных ее сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления — классификации, упорядочивания, понимание сохранения количества, массы объема и т. д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребенка-дошкольника.

Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учетом уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развивается умение применять опосредованные способы для оценки различных свойств предметов (счет — для определения количества, измерение— для определения величин и т. д.), предвосхищать результат, по результату судить об исходных данных, понимать не только видимые внешние связи и зависимости, но и некоторые внутренние, наиболее существенные. Определенным итогом обучения дошкольников является не только сформированная система математических представлений, но и основы наглядно-схематического мышления как переходной ступени от конкретного к абстрактному. У детей совершенствуется способность к аналитико-синтетической и классифицирующей деятельности, абстрагированию и обобщению.

3. формирование сенсорных процессов и способностей. Основное направление в обучении маленьких детей — осуществление постепенного перехода от конкретных, эмпирических знаний к более обобщенным. Эмпирические знания, формируемые на основе сенсорного, опыта,— предпосылка и необходимое условие умственного и математического развития детей дошкольного возраста.

Уже в раннем детстве начинают складываться представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мира: форме, величине, пространственном расположении предметов и их количестве. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы: ощущение, восприятие, представление. Малыш познает свойства и качества предмета в действиях, практическим путем.

«Шкаф сзади тебя»,— говорят ребенку. «А где это сзади: где спина?» — уточняет ребенок и прижимается к шкафу спиной, чтобы конкретно ощутить, познать пространственное положение предмета сзади.

«Найди среди игрушек такие, которые похожи на этот треугольник». Ребенок, внимательно рассмотрев треугольник и обследовав его руками, довольно легко отыскивает аналогичные заданной форме предметы.

Детей целенаправленно обучают отдельным приемам и обобщенным способам обследования: обведению контура предмета рукой и взглядом для выявления формы, «взвешиванию» предметов на ладонях обеих рук с целью сравнения их масс, наложению или приложению полосок бумаги для сравнения длины, сопоставлению элементов одной группы предметов с другой для выяснения отношений «больше», «меньше», «равно» и др. Так происходит сравнение по форме, величине, количеству, сопоставление выявленных признаков с тем, что уже имеется в опыте ребенка.

Более высокий уровень ориентировки в количественных, пространственных и временных отношениях обеспечивается умением пользоваться общепринятыми эталонами. Система эталонов сложилась в общественно-исторической практике человека и представляет собой упорядоченные формы (геометрические фигуры), величины (меры длин, массы, объема, времени и т. д.) и другие качества. Овладевая такого рода знаниями, ребенок получает как бы набор мерок, или эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество, найти ему место в ряду других.

Ñåíñîðíûé ýòàëîí - ïîíÿòèå, ðàçðàáîòàííîå À.Â. Çàïîðîæöåì â ðàìêàõ òåîðèè ôîðìèðîâàíèÿ ïåðöåïòèâíûõ äåéñòâèé è îáîçíà÷àþùåå ñèñòåìû ÷óâñòâåííûõ êà÷åñòâ ïðåäìåòîâ, êîòîðûå áûëè âûäåëåíû â ïðîöåññå îáùåñòâåííî–èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è çàòåì ïðåäëàãàþòñÿ ðåáåíêó äëÿ óñâîåíèÿ è èñïîëüçîâàíèÿ èõ â êà÷åñòâå îáðàçöîâ ïðè îáñëåäîâàíèè îáúåêòîâ è àíàëèçå èõ ñâîéñòâ.  êà÷åñòâå ïîäîáíûõ ýòàëîíîâ ìîãóò ðàññìàòðèâàòüñÿ ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû, ðå÷åâûå ôîíåìû.

 ïåäàãîãèêå ïîä ñåíñîðíûìè ýòàëîíàìè ïîíèìàåòñÿ âîñïðèÿòèå, ðàçâèòèå ãåîìåòðè÷åñêèõ ôèãóð, öâåòà, âåëè÷èíû.В дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов не только на перцептивном, но и на интеллектуальном Маленькие дети овладевают отдельными элементами системы эталонов, применяя обследовательские действия, которым их обучали взрослые. Более старшие дошкольники, используя сериацию и классификацию, приходят к осознанию 'принципа построения таких систем. Работа по освоению и применению детьми сенсорных эталонов в детском саду только лишь начинается, более глубокое ознакомление с ними происходит в школе.

Сенсорные процессы (восприятие, представление) и способности (наблюдательность, глазомер) являются также основой целенаправленном работы, проводимой с детьми в русле их предматематической подготовки. Специальная организация сенсорного опыта создает почву для опосредованного познания, подготавливает к формированию математических понятий.

Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:

  • Зрительное,
  • слуховое,
  • осязательное (тактильное),
  • вкусовое,
  • обонятельное.

Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия. Какие виды? например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.

Ê îñíîâíûì ëèíèÿì ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ìîæíî îòíåñòè:

1) óñâîåíèå ñåíñîðíûõ ýòàëîíîâ.

×òî òàêîå ñåíñîðíûå ýòàëîíû?

Êàê îòìå÷àåò Ë.À. Âåíãåð, Â.Ñ. Ìóõèíà, ýòî íàãëÿäíûå ïðåäñòàâëåíèÿ îá îñíîâíûõ îáðàçöàõ âíåøíèõ ñâîéñòâ ïðåäìåòîâ.

Ñåíñîðíûå ýòàëîíû öâåòà – öâåòà ñïåêòðà è èõ îòòåíêè, ôîðìû – ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû è èõ ðàçíîâèäíîñòè, âåëè÷èíû – åäèíèöû ìåòðè÷åñêîé ñèñòåìû ëèíåéíûõ ìåð è ò.ä.

2) ñïîñîáû âîñïðèÿòèÿ. Âûäåëÿþò 2 ñïîñîáà âîñïðèÿòèÿ:

* âíåøíèå ïðîáû, ê êîòîðûì îòíîñÿòñÿ òàêèå ïðèåìû, êàê: ïðèêëàäûâàíèå îáðàçöà ê ïðåäìåòó, îáâåäåíèå êîíòóðà îáðàçöà è ïðåäìåòà ïàëüöåì. Äàííûé ñïîñîá õàðàêòåðåí äëÿ äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

Äëÿ äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà õàðàêòåðíû òàêèå ïðèåìû (íàãëÿäíî-äåéñòâåííîå ìûøëåíèå)

* çðèòåëüíîå ñðàâíåíèå, êîãäà äåòè íà ãëàç âîñïðèíèìàþò ïðåäìåò, ìîãóò áåç ïîìîùè âíåøíèõ ïðîá ñðàâíèâàòü, ñîîòíîñèòü åãî ñ äðóãèìè ïðåäìåòàìè. Õàðàêòåðíî äëÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

3) îáñëåäîâàíèå ïðåäìåòîâ, â õîäå êîòîðîãî ðåáåíîê ñíà÷àëà â ïðîöåññå âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè îáñëåäóåò ïðåäìåò, âûäåëÿÿ åãî öâåò, ôîðìó, ðàçìåð, ÷àñòè, à çàòåì â ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå Ñëîâå÷íî îïèñûâàåò ðàçëè÷íûå ñâîéñòâà êîíêðåòíîãî ïðåäìåòà.

Òàêîâû îñíîâíûå ëèíèè ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ëèøü ïîñðåäñòâàì ñèñòåìàòè÷åñêîãî è öåëåíàïðàâëåííîãî îáó÷åíèÿ âîçìîæíî äîñòè÷ü âûñîêîãî óðîâíÿ ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ

Ñðàâíèòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìëàäøåãî è ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

Рассмотреть этапы усложнения восприятия сенсорных эталонов по возрастам (домашнее задание)

Òàáëèöà, â êîòîðîé â ñîîòâåòñòâèè ñ êðèòåðèÿìè ðàñêðûòû îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ â ìëàäøåì è ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå.

Критерии Младший и средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Ведущая деятельность Игра, конструирование, изодеятельность Игра, конструирование, изодеятельность, элементы учебной деятельности
Сенсорные эталоны В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозайки. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. Без систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета, формы, а при целенаправленном сенсорном воспитании – например, до 28 у японских детей. Трудности с усвоением величины обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов – за счет систематизации представлений. Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразование 1 формы в другую (если прямоугольник разделить пополам, получится 2 квадрата). Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов
Способы восприятия При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами. Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем. При определении цвета на первых этапах дети – цветной карандаш. Сравнивая предметы по величине, дети прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии. К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия. Дети не нуждаются во внешних приёмах – перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным. Дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений
Обследование предметов Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины. Главная роль принадлежит взрослому, направляющего процесс обследования предметов Большое значение играет уровень развития речи детей, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Систематическое обучение
Слуховое восприятие Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный – при слушании музыки и выполнении движений под музыку. В начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков решающее значение имеет произношение, в выделении отношений музыкальных звуков – движения рук и тела. Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений

Îðèåíòèðîâêà â ïðîñòðàíñòâå.

Óæå â ðàííåì äåòñòâå ðåáåíîê äîñòàòî÷íî õîðîøî îâëàäåâàåò óìåíèåì ó÷èòûâàòü ïðîñòðàíñòâåííîå ðàñïîëîæåíèå ïðåäìåòîâ. Îäíàêî îí íå îòäåëÿåò íàïðàâëåíèé ïðîñòðàíñòâà è ïðîñòðàíñòâåííûõ îòíîøåíèé ìåæäó ïðåäìåòàìè îò ñàìèõ ïðåäìåòîâ. Ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðåäìåòàõ è èõ ñâîéñòâàõ îáðàçóþòñÿ ðàíüøå, ÷åì ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðîñòðàíñòâå. È ñëóæàò èõ îñíîâîé.

Ïåðâîíà÷àëüíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î íàïðàâëåíèÿõ ïðîñòðàíñòâà, êîòîðûå óñâàèâàåò òðåõëåòíèé ðåáåíîê, ñâÿçàíû ñ åãî ñîáñòâåííûì òåëîì. Îíî ÿâëÿåòñÿ äëÿ íåãî òî÷êîé îòñ÷åòà, ïî îòíîøåíèþ ê êîòîðîé ðåáåíîê òîëüêî è ìîæåò îïðåäåëÿòü íàïðàâëåíèå. Íàïðèìåð, îïðåäåëèòü ïîëîæåíèå äðóãèõ ÷àñòåé òåëà â êà÷åñòâå ïðàâûõ èëè ëåâûõ ðåáåíêó óäàåòñÿ òîëüêî ïî îòíîøåíèþ ê ïîëîæåíèþ ïðàâîé ðóêè.

Äàëüíåéøåå ðàçâèòèå îðèåíòèðîâêè â ïðîñòðàíñòâå çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî äåòè íà÷èíàþò âûäåëÿòü îòíîøåíèÿ ìåæäó ïðåäìåòàìè (îäèí ïðåäìåò çà äðóãèì, ïåðåä äðóãèì, ñëåâà, ñïðàâà îò íåãî, ìåæäó äðóãèìè).

Òîëüêî ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ó äåòåé ïîÿâëÿåòñÿ îðèåíòèðîâêà â ïðîñòðàíñòâå, íåçàâèñèìàÿ îò ñîáñòâåííîé ïîçèöèè, óìåíèå ìåíÿòü òî÷êè îòñ÷åòà.

Îðèåíòèðîâêà âî âðåìåíè.

Îðèåíòèðîâêà âî âðåìåíè ñîçäàåò äëÿ ðåáåíêà áîëüøèå òðóäíîñòè, ÷åì îðèåíòèðîâêà â ïðîñòðàíñòâå. Ðåáåíîê æèâåò, åãî îðãàíèçì îïðåäåëåííûì îáðàçîì ðåàãèðóåò íà òå÷åíèå âðåìåíè: â èçâåñòíîå âðåìÿ ñóòîê åìó õî÷åòñÿ åñòü, ñïàòü è ò.ä., íî ñàì ðåáåíîê äîëãî íå âîñïðèíèìàåò âðåìÿ.

Ó ðåáåíêà çíàêîìñòâî ñî âðåìåíåì íà÷èíàåòñÿ òîëüêî ñ óñâîåíèåì îáîçíà÷åíèé è ìåð âðåìåíè, âûðàáîòàííûõ ëþäüìè. À ýòè îáîçíà÷åíèÿ è ìåðû óñâîèòü íå òàê-òî ëåãêî, ïîñêîëüêó îíè èìåþò îòíîñèòåëüíûé õàðàêòåð (òî, ÷òî íàêàíóíå íàçûâàëîñü «çàâòðà», íàçûâàåòñÿ «ñåãîäíÿ», à íà ñëåäóþùèé äåíü – «â÷åðà»).

Óñâàèâàÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î âðåìåíè ñóòîê, äåòè ïðåæäå âñåãî îðèåíòèðóþòñÿ íà ñîáñòâåííûå äåéñòâèÿ: óòðîì óìûâàþòñÿ, çàâòðàêàþò; äíåì èãðàþò, çàíèìàþòñÿ, îáåäàþò; âå÷åðîì ëîæàòñÿ ñïàòü. Ïðåäñòàâëåíèÿ î âðåìåíàõ ãîäà óñâàèâàþòñÿ ïî ìåðå çíàêîìñòâà ñ ñåçîííûìè ÿâëåíèÿìè ïðèðîäû.

Îñîáûå òðóäíîñòè ñâÿçàíû ñ óñâîåíèåì ïðåäñòàâëåíèé î òîì, ÷òî òàêîå «â÷åðà», «ñåãîäíÿ», «çàâòðà», ýòî îáúÿñíÿåòñÿ îòíîñèòåëüíîñòüþ äàííûõ ïîíÿòèé.

Ïðåäñòàâëåíèÿ î áîëüøèõ èñòîðè÷åñêèõ ïåðèîäàõ, ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ñîáûòèé âî âðåìåíè, äëèòåëüíîñòè æèçíè ëþäåé íà ïðîòÿæåíèè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà îáû÷íî îñòàþòñÿ íåäîñòàòî÷íî îïðåäåëåííûìè.

Âîñïðèÿòèå ðèñóíêà.

Ðàçâèòèå ðèñóíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò ïî 3 íàïðàâëåíèÿì:

1. ôîðìèðóåòñÿ îòíîøåíèå ê ðèñóíêó êàê ê îòîáðàæåíèþ äåéñòâèòåëüíîñòè;

2. ðàçâèâàåòñÿ óìåíèå ïðàâèëüíî ñîîòíîñèòü ðèñóíîê ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ, âèäåòü èìåííî òî, ÷òî íà íåì èçîáðàæåíî;

3. ñîâåðøåíñòâîâàíèå èíòåðïðåòàöèè ðèñóíêà, òî åñòü ïîíèìàíèå åãî ñîäåðæàíèÿ.

Ðàçâèòèå ïîíèìàíèÿ ñâÿçè ðèñóíêà ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ.

Äëÿ ìëàäøåãî äîøêîëüíèêà êàðòèíà ñêîðåå ïîâòîðåíèå äåéñòâèòåëüíîñòè, îñîáûé åå âèä, ÷åì èçîáðàæåíèå. Äåòè ÷àñòî ïðåäïîëàãàþò, ÷òî íàðèñîâàííûå ëþäè, ïðåäìåòû ìîãóò èìåòü òå æå ñâîéñòâà ÷òî è íàñòîÿùèå. Íàïðèìåð, êîãäà ìàëûø íà÷èíàåò íþõàòü íàðèñîâàííûå öâåòû, çàêðûâàåò ðóêîé êîçëåíêà, ïûòàÿñü ñïàñòè åãî îò âîëêà è ò.ä.

Ïîñòåïåííî äåòè óñâàèâàþò, êàêèå ñâîéñòâà ïðåäìåòîâ ìîãóò áûòü èçîáðàæåíû, à êàêèå íåò. Íà ñîáñòâåííîì îïûòå îíè óáåæäàþòñÿ â òîì, ÷òî ñ íàðèñîâàííûìè ïðåäìåòàìè íåëüçÿ äåéñòâîâàòü òàê, êàê ñ íàñòîÿùèìè.

Ïåðåñòàâàÿ ïóòàòü ñâîéñòâà ðåàëüíûõ ïðåäìåòîâ ñî ñâîéñòâàìè èçîáðàæåíèé, äåòè íå ñðàçó ïåðåõîäÿò ê ïîíèìàíèþ èõ èìåííî êàê èçîáðàæåíèé. Ìëàäøèå äîøêîëüíèêè îòíîñÿòñÿ ê íàðèñîâàííîìó ïðåäìåòó êàê ê ñàìîñòîÿòåëüíîìó ñóùåñòâóþùåìó, õîòÿ è íå îáëàäàþùåìó îñîáåííîñòÿìè íàñòîÿùåãî.

Ðóêîâîäñòâî ðàçâèòèåì âîñïðèÿòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

Çàäà÷è ñåíñîðíîãî âîñïèòàíèÿ ìëàäøèõ è ñðåäíèõ äîøêîëüíèêîâ âûòåêàþò èç îñíîâíûõ íàïðàâëåíèé ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ è ïðåäñòàâëåíèé î âíåøíèõ ñâîéñòâàõ ïðåäìåòîâ.

Ë.À. Âåíãåð, Â.Ñ. Ìóõèíà óêàçûâàþò òàêèå çàäà÷è:

1) îçíàêîìëåíèå ñ ñåíñîðíûìè ýòàëîíàìè

2) îáó÷åíèå äåòåé ñïîñîáàì èñïîëüçîâàíèÿ ñåíñîðíûõ ýòàëîíîâ;

3) îáó÷åíèå ïëàíîìåðíîìó îáñëåäîâàíèþ ïðåäìåòîâ.
4. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи.

Количественные отношения ребенок отражает с помощью слов много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т. д., которые осознаются в результате непосредственных действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. Заимствованные из речи окружающих слова-числительные наполняются смыслом и используются с определенной целью — узнать, сколько предметов. При счете ребенок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Сравнение совокупностей предметов по количеству, а позже сравнение чисел требует построения и употребления довольно сложных речевых конструкций. В речевую форму облекаются не только результаты познавательной деятельности, но и ее способы. От ребенка требуют рассказать, что он сделал (например, на верхнюю полоску положил 6 красных кружков, а на нижнюю — 7 синих) и что получилось (синих кружков оказалось больше, чем красных, а красных — меньше, чем синих). Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи.

Детей учат не только на чувственном уровне распознавать величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове, например: шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше и т. д., отличая эти изменения от изменений общего объема (больше — меньше, большой — маленький). Такая дифференциация вполне доступна детям.

Предлоги, наречия, существительные, обозначающие пространственные отношения, становятся предметом особого внимания, осмысливаются, приобретают обобщенное значение в процессе обучения и, наконец, способствуют совершенствованию пространственной ориентации.

Дети осваивают и словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названия дней недели, месяцев, сезонов. Овладение значением этих слов помогает осмыслить «текучесть», длительность, периодичность времени, развивает «чувство времени».

С помощью слова не только отражаются, но глубже осознаются и обобщаются количественные, пространственные и временные представления. Происходит обогащение речи и за счет овладения некоторыми специальными терминами (названия арифметических действий, общепринятых единиц измерения, геометрических фигур и т. д.). Их объем крайне незначителен, так как основное содержание речи детей составляет «чисто» бытовой словарь.

При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности. Важную роль играет предматематическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности. У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно-познавательные задачи определенными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. Ребенок овладевает математическими представлениями в основном на занятиях, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллективных взаимоотношений между детьми. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow