Масштабы Фонда финансовой поддержки субъектов РФ

Глава 6. Межбюджетные отношения

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации, млрд. долларов США.

Таблица 16

Наименование На 1.01.2007, млрд. долларов США Уд. вес, % на 1.01.2008, млрд. долларов США Уд. вес, % на 1.01.2009, млрд. долларов США Уд. вес, % на 1.01.2010, млрд. долларов США Уд. вес, %
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 52,0   44,9   40,6   37,64  
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 3,1 5,96 1,8 4,01 1,4 3,45 0,999 2,65
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 3,3 6,35 2,2 4,9 1,9 4,68 1,82 4,84
Задолженность бывшим странам СЭВ 1,9 3,65 1,5 3,34 1,4 3,45 1,3 3,45
Коммерческая задолженность 0,8 1,54 0,7 1,56 1,2 2,96 0,83 2,21
Задолженность перед международными финансовыми организациями 5,5 10,58 5,0 11,14 4,6 11,33 3,79 10,07
Еврооблигационные займы 31,9 61,35 28,6 63,7 27,7 68,23 26,24 69,71
ОВГВЗ 4,9 9,42 4,5 10,02 1,8 4,43 1,78 4,73
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0,6 1,15 0,6 1,34 0,6 1,48 0,88 2,34

Многократное преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящего управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, что предполагает необходимость замещения внешнего долга внутренним. В этой связи приоритет осуществления государственных заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям. В таблице 17 представлен объем государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2007-2010 годах.

Таблица 17.

По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
Всего в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации
01.01.2007 1064.88 31.23
01.01.2008 1301.15 46.68
01.01.2009 1499.82 72.49
01.01.2010 2094,73 251,36

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

- рефинансирования – погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

- конверсии – изменения доходности займа;

- консолидации – объединения ранее выпущенных займов в новый с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

- новации – соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

- отсрочки – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в объявленные сроки;

- дефолта – отказа государства от уплаты государственного долга;

- реструктуризации – прекращения долговых обязательств государства заменой их на другие предусматривающие иные условия их обслуживания и погашения. Реструктуризация обязательств производится путем их консолидации с одновременным списанием задолженности по начисленным пеням и штрафам и предоставлением равномерной рассрочки уплаты консолидированной задолженности;

- унификации – решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее обязательств;

- аннулирования – отказа государства по ранее выпущенным обязательствам и займам.

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Таким образом, управление государственным кредитом и долгом представляет собой разработку и реализацию стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования. Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Межбюджетные отношения представляют отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу формирования и распределения бюджетных средств.

Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

Бюджетный федерализм (или фискальный федерализм, от слова фиск - казна) – система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Основная задача бюджетного федерализма в конкретных экономических и политических условиях заключается в выборе наиболее эффективной модели бюджетных отношений.

По своей сути межбюджетные отношения (перераспределение финансовых ресурсов) представляют систему оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силу исторически сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий. Но сущность межбюджетных отношений состоит не только в финансовой помощи, но и в отношениях между органами власти разных уровней по распределению доходных и расходных обязательств.

Основными функциями межбюджетных отношений являются выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня (обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны), и стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рационального и эффективного их расходования. Обе эти функции подлежат реализации в сочетании – как двуединый процесс. Поэтому, когда выравнивающая функция становится преобладающей, вступая в противоречие со стимулирующей функцией, требуется внесение корректив в действующий механизм межбюджетных отношений.

Межбюджетное регулирование не ограничивается выравниванием бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня. В его функции входят также возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня, и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) с позиции вышестоящих органов власти направлений расходования средств этих бюджетов.

Одним их направлений межбюджетных отношений является передача расходов и доходов с одного уровня бюджетной системы на другой. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъекта РФ путем включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс РФ. Аналогично решаются вопросы о передаче расходов из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты. В условиях изменения налоговой системы, передачи с одного уровня бюджетной системы на другой расходных обязательств расширилось применение межбюджетных трансфертов.

Классифицируя финансовую помощь, можно выделить:

- общую - дотация;

- целевую (адресную) - субвенция и субсидия.

Согласно БК РФ даны следующие определения видов финансовой помощи бюджетам системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Благодаря проводимой Правительством РФ реформе межбюджетных отношений финансовые потоки из центра в регионы становятся с каждым годом прозрачнее и объективнее: регулирующие налоги расщепляются по единым нормативам, а трансферты из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации распределяются на основе формализованной методики, а их объем перестал зависеть от переговорного процесса. Основная доля финансовых средств из федерального бюджета проходит через бюджет субъекта Федерации транзитом до своего конечного назначения – местных бюджетов. Субъекты Федерации передают местным органам власти почти 70% полученных из федерального бюджета средств.

Финансовая поддержка (или финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из Федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. дефицитом бюджета). Из-за того, что налоговые поступления не могут обеспечить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше бюджеты зависят от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях. Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которые распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ. Согласно ей уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до распределения дотаций из Фонда определяется по формуле:

БОi = ИНПi / ИБРi,

где:

БОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций из Фонда;

ИНПi - индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации;

ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.

Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Российской Федерации. Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Индекс бюджетных расходов применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Проект и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.

2. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

3. Совокупность субвенций бюджетам субъектам РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции распределяются между всеми субъектами РФ единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах РФ

4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно-правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Крупнейшим каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из ФФПР (см. табл. 18).

Как видно из таблицы 18, объем фонда, начиная с 2000 г. имеет в абсолютном выражении устойчивый рост. При этом в процентном отношении наблюдается снижение. Например, с 2007 по 2009г.г. он вырос на 26,2 %. (см.табл. приложения 2). Данный факт свидетельствует о росте доходной части федерального бюджета даже с учетом инфляции. Это является результатом роста налогооблагаемой базы, который обусловлен устойчивым экономическим ростом в стране за последние несколько лет.

Таблица 18

года сумма в млрд.руб., (до 1998г.-трлн.руб.) доля в % в федеральном бюджете (вкл.внебюджеиные фонды) кол-во дотационных регионов
  11,9 6,1 -
  23,6 8,3  
  39,3 9,0  
  52,9 10,0  
  39,2 7,8  
  33,7 5,9  
  57,4 6,7  
  100,3 8,4  
  147,5 7,6  
  173,8 7,2  
  175,8 6,4  
  189,9 5,4  
  228,2 5,3  
  260,4 4,8  
  328,6 5,2  
  411,07 3,1  

Процентное снижение можно трактовать двояко. С одной стороны это способствует снижению иждивенческих настроений у регионов, с другой стороны их потребность в таком финансировании достаточно велика. Однако, как показывает нам табл.18, число дотационных регионов за последний год выросло с 67 до 71. Однако, стоит отметить, что на период 2010-11 годов их число планируется уменьшить.

Система межбюджетных отношений в Российской Федерации должна максимально стимулировать регионы к выходу на финансовую самодостаточность, к развитию собственной налоговой базы, ликвидации «иждивенческих настроений». Она должна в первую очередь снижать количество дотационных регионов, сокращать встречные финансовые потоки между уровнями бюджетов, обеспечивать выравнивание социально-экономического развития территорий, гарантировать всем гражданам, независимо от места их проживания, минимум бюджетного обеспечения.

Таким образом, межбюджетные отношения представляют систему оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силу сложившихся определенных условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий, а также стимулирование наращивания налогового потенциала, рационального и эффективного их расходования.. Межбюджетные отношения также направлены на законодательное закрепление между органами власти разных уровней доходных и расходных бюджетных полномочий, основанное на принципах бюджетного федерализма. В условиях экономического кризиса и дефицитности бюджетов, эффективные межбюджетные отношения приобретают все большее значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: