Особенности расчета нагрузки радиально-упорных подшипников

Проверка и подбор подшипников по статической грузоподъемности

Эквивалентная динамическая нагрузка Р растет с уменьшением ресурса, и не имеет ограничения. Фактически нагрузка ограничена потерей статической прочности, или так называемой статической грузоподъемностью. Статическую грузоподъемность используют для подбора подшипников при малой частоте вращения п < 1 мин-1, когда число циклов нагружений мало и не вызывает усталостных разрушений, а также, если необходимо, для проверки подшипников, рассчитанных по динамической грузоподъемности. Условие проверки и подбора

Р0≤С0) (14.5)

где Р0 – эквивалентная статическая нагрузка; С0 – статическая грузоподъемность.

Под статической грузоподъемностью С0 понимают такую статическую нагрузку, которой соответствует общая остаточная деформация тел качения и колец в наиболее нагруженной точке контакта, равная 0,0001 диаметра тела качения. Под нагрузкой понимают радиальную для радиальных и радиально-упорных подшипников, осевую для упорных и упорно-радиальных. Значения С0 указаны в каталогах для каждого типоразмера подшипника.

Эквивалентная статическая нагрузка

P0=X0Fr+Y0Fa, но не меньше, чем Р0 = Fr, (14.6)

где Fr радиальная нагрузка; Fa осевая нагрузка; Х0 коэффициент радиальной статической нагрузки; Y 0 – коэффициент осевой статической нагрузки. Последние коэффициенты выбирают по справочникам.

Эти особенности связаны с наклоном контактных линий на угол ос к торцовой плоскости подшипника (см. рис. 14.1 – 3,5 и рис. 14.3). На рис. 14.3 в качестве примера изображены конструктивная а и расчетная б схемы для подшипников вала конической шестерни (см. рис. 11.14).

Нагрузки в зацеплении перенесены на ось вала: , ,где Ft, Fr и Fa – определяются по формулам (11.39). Нагрузка на конце вала – Fм.

Радиальные нагрузки подшипников Frl и Fr2 определяют по двум уравнениям равновесия: F = 0 иM = 0. Следует отметить, что Fr1 и Fr2 приложены в точках пересечения контактных нормалей с осью вала. Расстояние между этими точками зависит от схемы расположения подшипников и значения угла а. Если каждый подшипник на рис. 14.3 развернуть в плоскости чертежа на 180° с соответствующим изменением положения упорных буртиков, то точки приложения сил Frl и Fr2 сместятся внутрь, расстояние между ними уменьшится, а силы Frl и Fr2 возрастут – неблагоприятный вариант.

Для определения двух осевых нагрузок Fal и Fa2 имеем только одно уравнение Fх = 0 или

Fa-Fa1+Fa2 =0 (14.7)

В общем случае Fal Fa2, поэтому для решения необходимо рассмотреть дополнительные условия. Наклон контактных линий в радиально-упорных подшипниках приводит к тому, что радиальные нагрузки Fr вызывают внутренние осевые силы S, которые стремятся раздвинуть кольца подшипника в осевом направлении (рис. 14.3, в).

Рис. 14.3. Расчетная схема для радиально-упорных подшипников

Этому препятствуют упорные буртики вала и корпуса с соответствующими реакциями Fal и Fa2. При этом должны быть соблюдены условия Fal≥S1 и Fa2≥S2, (14.8) иначе кольца раздвинутся (расчет сил S см. дальше).

Кроме того, для решения задачи принимают, что в одном из подшипников осевая сила равна минимально возможной по условию нераздвигания колец, то есть Fal =получим

Fa2=Sl-Fa (14.9)

и если при этом Fa2 ≥ S2, то осевые силы определены правильно.

Если Fa2 < S2, то принимают Fa2 = S2 и находят

(14.10)

При этом обязательно выполняется условие Fal, так как при Fal = было Fa2 < S2, а при увеличении Fa2 должна увеличиваться и Fal [см. уравнение (14.7)].

Значение сил S зависит от типа подшипника, угла а и условий сборки или регулировки подшипников. Если подшипники собраны с большим зазором, то всю нагрузку воспринимает один или два ролика. При этом (рис. 14.3, в) St = , где i – в общем случае номер опоры.

Большие зазоры приводят к быстрому разрушению подшипников и поэтому недопустимы. Обычно устанавливают зазоры, близкие к нулю. В этом случае под нагрузкой находится примерно половина тел качения, а суммарная осевая составляющая:

Si = eFri для радиально-упорных шариковых,

Si = 0,83 eFri – для конических роликоподшипников, (14.11) где е – параметр осевой нагрузки выбирается по справочникам в зависимости от типа подшипника (см. табл. 14.1).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: