Правовые основы банковского менеджмента
Регулирование и контроль в банковском менеджменте
Государственное регулирование (предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов);
Внутрибанковское регулирование (саморегулирования)
Внутрибанковское регулирование направлено на:
• соблюдение требований и нормативов, установленных Банком России;
• совершенствование организационной структуры банка;
• разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений;
• корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации;
• принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;
|
|
• определение мер по совершенствованию кадровой политики;
• разработку мер по изменению объема и структуры портфелей банка (кредитного, депозитного, инвестиционного);
• изменение объемов резервных фондов, объема и структуры собственного капитала и т.д.
Первый блок правовых документов:
– основные законодательные акты, регулирующие деятельность кредитных организаций в РФ (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; «О банках и банковской деятельности»; «О банкротстве кредитных организаций» и т.п.)
Второй блок нормативно-правовых актов:
– нормативные документы Банка России, определяющие состав и содержание пруденциальных норм и требований к кредитным организациям.
Третий блок правовых документов:
– нормативные документы самих кредитных организаций (различные положения, инструкции, методики, определяющие политику кредитной организации в целом и по определенным направлениям, плановые показатели деятельности, порядок осуществления отдельных операций и предоставления услуг, методики осуществления аналитических разработок, порядок осуществления внутрибанковского контроля и другие вопросы)
Критерии оценки качества менеджмента
– 10 основных характеристик современного управления:
• открытая культура,
• наличие общих ценностей,
• нацеленность на прибыль,
• акцент на удовлетворении потребностей клиентов,
• желание вкладывать средства в новые продукты,
• сильное и последовательное руководство и стратегическое мышление,
• стремление к набору наилучших сотрудников,
• вложения в подготовку персонала,
|
|
• наличие системы информации о продуктах или клиентах, позволяющей осуществить оценку их прибыльности,
• хорошее управление кредитным риском.
Факторы неудовлетворительного управления:
• плохое управление
– чрезмерное расширение и неадекватный рост ссудных операций по сравнению с капиталом банка;
– плохое кредитование, которое выражается в: предоставлении значительной доли ресурсов в виде ссуд одному заемщику или группе заемщиков; значительном несоответствии сроков кредитов и депозитов;
– неспособности банка реально оценить перспективы возврата кредита;
– отсутствие внутреннего контроля;
– плохое планирование вследствие недооценки его значимости.
• косметическое управление
– сокрытие прошлых и настоящих убытков с целью выиграть время и сохранить контроль;
• безнадежное руководство
– проведение чисто внешних преобразований, связанных с осуществлением нескольких выгодных сделок (спекулятивные операции с ценными бумагами, привлечение депозитов по повышенным процентным ставкам для предоставления крайне рискованных ссуд);
• мошенничество