Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми младшего школьного возраста

Исполнительная власть в РФ.

Федеральные органы исполнительной власти в России

Указ президента РФ от 12.05.08 (последняя редакция 17.01.12)

Другие органы власти, вход. В систему органов исп. Власти:

1. Федеральные министерства

2. Федеральные комиссии

3. Российские агентства

4. Федеральные службы

Их реарганизация и ликвидация осущ. Президентом, по предложению председателя правителства РФ.

Статус каждого органа исполнительной власти

Министерство обороны РФ

Мин юст. И федеральные службу

Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются "основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования". Понимание художественного произведения детьми дошкольного возраста тесно взаимосвязано с жизненным опытом ребенка. Если литературные ситуации отличны от непосредственных личных впечатлений детей, они могут быть ими неверно поняты. Поэтому при работе с детьми этого возраста широко используются иллюстрации к тексту. /В качестве учебного материала для чтения и литературного развития детей, который выбирается на основе четко обозначенных критериев, используются высокохудожественные произведения мировой литературы, предназначенные для обучения чтению и литературному развитию детей, а также решения задач воспитания и развития учащихся/.Наталия Николаевна Светловская выделяет ведущую закономерность, регулирующую включение младших школьников в чтение как речевую коммуникативную деятельность, иными словами – / логику читательской деятельности. Она представляет собой подчинение детского чтения соблюдению трех аспектов, трех ступеней подготовки младших школьников к самостоятельной деятельности в мире книг - это аспект раскодирования текста, аспект понимания прочитанного и аспект постижения значимости книги для читателя, необходимости сознательно выбирать и самостоятельно читать книги.Развивая и совершенствуя систему дел, в которых дети-читатели получают возможность упражняться в нравственных поступках, учитель сталкивается с проблемой взаимосвязи чтения и общего развития ребенка.Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение. Необходимо заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если бы после чтения не последовало никакой беседы на моральную тему.Как известно, воздействие литературы на развитие личности осуществляется через восприятие. Рассматривая постижение художественного произведения, Т.Д. Полозова указывает об эстетическом восприятии, называя его универсальной человеческой способностью. Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения.Для выбора методов и приемов работы с художественной литературой необходим учет психологических возможностей и особенностей усвоения знаний мл. шк.Необходимо отметить, что психологические процессы младших школьников характеризуются динамичностью: запоминание и запечатление превращается в деятельность заучивания, восприятие - целенаправленного и организованного наблюдения, мышление приобретает формы связного логического рассуждения.Младшим шк. присущи особенности протекания психологических процессов, без учета которых невозможно правильно организовать педагогический процесс усвоения исторического опыта предшествующих поколений. Для них характерна свежесть, эмоциональность, но малая диффиренцированность восприятия, неумение проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное, существенное в воспринятом, организовать процесс систематического наблюдения.Психологи отмечают слабость, неустойчивость внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное, внимание к второстепенным деталям. Преимущественное значение имеет и наглядная, образная память. Дети мл. шк. возраста не умеют еще достаточно хорошо перерабатывать материал логически. Не умея выделить существенное, расчленить текст, составить общую схему материала, дети заучивают текст дословно.Склонность детей запоминать конкретные образы, подмечать детали и частности, прочно усваивать события и даты создают тот фундамент фактических знаний, который является необходимой основой для дальнейшего, более глубокого усвоения системы исторических знаний. Воображение живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии. Постепенно развивается воссоздающее и творческое воображение.Можно выделить несколько особенностей восприятия художественного материала младшими школьниками:· односторонний подход к оценке описываемых событий, явления;· размежевание доброго и злого; хорошего и плохого; справедливого и несправедливого;· резкое разграничение: "наши - не наши"; "мы - они"; "свои - не свои";· обобщение единичных фактов; · стремление строить обобщение на основе единичного факта; · на уроках учитель должен помочь школьникам делать обобщения;· склонность к заучиванию материала. При заучивании не бывает достаточно глубокого усвоения материала, поэтому необходимы задания, требующие размышления, творческого воображения;· неустойчивость внимания, рассеянность, стремление отвлечься у отдельных школьников можно объяснить однообразием приемов, которыми пользуются учителя, ведущие урок, а также сложность материалаСвойственная ребенку дошкольного и младшего школьного возраста способность персонифицироваться, т.е. умение вставать на место того или иного персонажа произведения, наиболее ярко проявляется в игре. Раскрепощенность, фантазия, яркие эмоции, возникающие у ребенка в игровой деятельности, помогают ему исполнять любую роль, а, следовательно, проникать в мир художественных образов, созданных писателем.Исследовательница З.И. Романовская отмечает, что особый вид деятельности, которым является восприятие художественного произведения, "надо рассматривать как длительный, постоянно расширяющийся и углубляющийся процесс, в котором отражаются развитие, духовный рост читателя". В работах, посвященных особенностям восприятия и понимания младших школьников художественных произведений ею было выделено 4 основных уровня восприятия и понимания литературы младшими школьниками:1. репродуктивный, имеющий два подуровня: фрагментарный и сюжетно-логический;2. эмоционально-сюжетный;3. интуитивно-художественный;4. элементарный осознанно-художественный.Данные уровни отличаются качественными изменениями в понимании художественных произведений, показывают динамику восприятия, не зависящую от возраста школьников. Характеризуя каждый уровень, З.И. Романовская отмечает, что репродуктивный уровень "отражает усвоение содержания сюжетно-событийной стороны произведения без творческой переработки воспринятого и без проникновения". Дети усваивают фабулу произведения, запоминая последовательность событий в нем. Помимо восприятия на этом уровне явилась критерием выделения в нем двух подуровней. Первый - фрагментарный - присущ слабо читающим детям, особенно первоклассникам. Плохо владея техникой чтения, ребенок с трудом усваивает содержание произведений, обращает внимание лишь на отдельных героев, запоминающиеся эпизоды, не связывая их в единое целое.Второй подуровень - сюжетно-логический - характеризуется более полным восприятием произведения, результатом которого является попытка детей детально запомнить и подробно пересказать содержание прочитанного. Эмоционально-сюжетный уровень восприятия характеризуется личностным отношением к героям, сопереживанием и особой эмоциональностью, позволяющей всей личности школьника активно включаться в восприятие. Интуитивно-художественный уровень проявляется в полноте и самостоятельности восприятия произведения, в интуитивном выборе в произведении понравившихся фрагментов, стремлении осмыслить их художественное содержание и высказать свое отношение к произведению в целом. Элементарный осознанно-художественный уровень был назван целостно- аналитическим. На этом этапе детям приходит понимание качества художественного изображения, его образной стороны, стремление оценить достоинства и недостатки произведения. Восхождение учащихся к полноценному восприятию художественных произведений является глубоко индивидуальным для каждого ребенка и обусловлено особенностями развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы личности в процессе ее восприятия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: