Размещение структурных переменных в памяти
Массивы структур
Структурный тип "struct ID_структуры", как правило, используют для декларации массивов, элементами которых являются структурные переменные. Это позволяет создавать программы, оперирующие с "примитивными базами данных". Например:
struct person spisok[100]; // spisok - массив структур
Или можно записать так:
struct person {
char fio[40];
int day, month, year;
} spisok[100];
В данном случае обращение к полю day i -той записи может быть выполнено, например, так:
spisok[i].day=22;
Элементы структур в общем случае размещаются в памяти последовательно с учетом выравнивания начальных адресов полей.
Выравнивание (align) означает, что компилятор выбирает адреса переменных (в т.ч. полей структуры) так, чтобы они были кратны некоторой величине. Эта величина определяется типом переменной и особенностями адресации данных этого типа на аппаратном уровне (чаще всего она равна 2). Часто выравнивание не обязательно, но при этом скорость обращения к объекту может снижаться. Если выравнивание производится, компилятор может быть вынужден добавить между полями структуры пустые байты, и тогда размер структуры (определяемый с помощью sizeof) будет превышать сумму размеров ее полей.
|
|
Наряду с "обычными" типами, допустимыми и для "отдельных" переменных, поля структуры могут иметь особый целочисленный тип, допустимый только для них - битовые поля.
Битовые поля содержат заданное количество бит, необязательно кратное байту, но не превосходящее количество бит в типе int (в С++ Builder'е - 32). Они могут быть знаковыми (по умолчанию - signed) либо беззнаковыми (unsigned), причем слово signed обычно опускается. В знаковых полях старший бит означает знак числа, аналогично всем целочисленным типам (см. выше тему "Кодирование целых чисел").
Объявление знакового битового поля имеет вид:
int a: размер;
а беззнакового битового поля:
unsigned b: размер;
где размер - количество бит в поле.
Пример:
struct T {
int a:5, b:4;
unsigned c:5;
float d;
unsigned e:2, f:5;
};
Выравнивание, рассмотренное выше, выполняется не для отдельных битовых полей, а только для совокупностей подряд идущих битовых полей (именно поэтому битовые поля применяются лишь в составе структур). Так, в приведенном примере битовые поля a, b и c располагаются в памяти подряд, занимая вместе одну двухбайтовую ячейку, как показано на схеме:
№ бит | 15 14 | 13 12 11 10 9 | 8 7 6 5 | 4 3 2 1 0 |
Поля | c | b | a |
Как видно из рисунка, поля располагаются в ячейке от младших бит к старшим; при этом в примере последние 2 бита остались неиспользованными.
Аналогично, поля e и f занимают однобайтовую ячейку:
|
|
№ бит | 6 5 4 3 2 | 1 0 | |
Поля | f | e |
Если размер объединенной ячейки превысил бы размер типа int, компилятор может разбить ее на отдельные меньшие ячейки.
Общая схема распределения памяти под структуру типа Т:
№ байт | 0 1 | 2 3 4 5 | |
Поля | a,b,c | d | e,f |
Заметим, что адрес отдельного битового поля получить невозможно.
Битовые поля позволяют:
1) уменьшить размер памяти, отводимой под переменную. В примере поля a,b,c,e,f в сумме заняли лишь 3 байта;
2) они упрощают доступ к отдельным битам какой-либо ячейки. Например, если структура с битовыми полями сама является полем объединения (см. ниже), такие поля дают прямой доступ к отдельным битам других полей объединения.