План
Лекция № 6
Тема 4. Система инновационного менеджмента
Раздел 2. Организация инновационной деятельности
Литература
План практических занятий
Литература
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2000., с.200.
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
1. Нормативно-правовая база инновационного процесса.
2. Сущность инновационного процесса.
3.Исследовательский аппарат инновационной деятельности (структура инновационного процесса, алгоритм инновационного процесса).
|
|
4. Фазы и основные этапы жизненного цикла инновационного процесса для продукта, организации, собственно инновационного процесса.
5. Исходный методологический прием анализа «инновационных систем».
6. Иерархия факторов в системе фундаментальных исследований.
7. Иерархия факторов в системе прикладных исследований.
8. Содержание технико-экономических разработок.
9. Механизм первичных (пионерных) освоений нововведений.
10. Условия распространения нововведений.
11. Эффективное использование и устаревание нововведения.
12. Научно-производственный цикл.
15. Экономическое, экологическое и социальное устаревание нововведений.
16. Оценка использования времени в процессе “исследование - производство”.
17. Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла.
18. Пути сокращения длительности научно-производственного цикла.
1.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Сп/б.: Питер, 2000., с.200.
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
4.1. Инновационно - технологическая деятельность как объект инно-вационного менеджмента.
|
|
4.2. Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента.
4.3. Национальна система государственного регулирования инновационной деятельности.
4.4. Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности.
Все глобальные перемены в жизни общества связаны с инновационной деятельностью. Различают две основные формы инновационного предпринимательства:
- создание, приобретение и использование новшеств в экономическом обороте (инновационное предпринимательство);
- производственный маркетинг (рыночное предпринимательство).
Инновационный процесс в содержательном плане представляет собой отражение задач инновационного предпринимательства.
Различают три формы инновационного процесса:
- простой внутриорганизационный (натуральный);
- простой межорганизационный (товарный);
- расширенный.
Натуральный - используется в одной фирме.
Товарный – используется в товарно-денежных отношениях и предполагает отделение его создания и изготовления от его потребления.
Расширенный – предполагает нарушение технологии производителя-пионера и создание новых производителей нововведений, что, в условиях конкуренции, способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемой продукции.
Переход простого инновационного процесса в товарный осуществляется в две фазы: создание и распространение новшества, диффузия новшества.
К сожалению, механизмы стимулирования диффузии нововведений недостаточно развиты, именно поэтому развитие инновационно - технологической деятельности (ИТД) приобретает особую важность и актуальность.
При организации ИТД важно располагать не просто новыми технологиями, а именно технологиями рыночной ориентации, т.е. способными к воспроизводству конкурентоспособных товаров на рынке. Рыночная коммерциализация технологий невозможна без инвестиций, а вместе они образуют единую схему, обязательными компонентами которой должны быть перспективные технологии, рынок инновационно - технологических продуктов, профессионально подготовленный персонал, материально-технические ресурсы и информационные ресурсы, финансы, законодательство, инновационная инфраструктура, базовые элементы которой представляют конкретные организации (юридические лица), удовлетворяющие определенному набору требований.
Как известно, важнейшим элементом инновационной инфраструктуры являются инновационно-технологические центры. Чтобы инновационные организации были конкурентоспособны в условиях открытого рынка и свободных цен кроме различных производственных ресурсов и направлений деятельности, им необходим специальный механизм – инновационный менеджмент по все цепочке инновационного процесса.
Таким образом, объектом инновационного менеджмента выступает ИТД, полный жизненный цикл которой реализуется в инновационно - технологических центрах – структурных элементах инновационно - индустриальной системы.
Чтобы поддержать и активизировать деятельность по вышеперечисленным направлениям в инновационной сфере, необходимо объединение (интеграции) организационных, финансовых и других ресурсов различных ведомств и структур, несущих ответственность за реализацию государственной инновационной политики.
Инструментом такой интеграции и концентрации всех необходимых ресурсов на приоритетных направлениях и задачах ИТД служит система инновационного менеджмента ИТЦ.