double arrow

Национальна система государственного регулирования инновационной деятельности


Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – одна из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы.

Инновационный менеджмент как вид деятельности и процесс принятия решений – это совокупность процедур общих технологических функций и задач, которая определяется уровнем инновационной системы управления инновациями, включающее в себя различные направления (функции) управленческой деятельности. Каждое из направлений состоит из отдельных этапов, выполняемых в определенной последовательности. Состав функций и задач определяется уровнем инновационной системы (народной хозяйство, отрасль, инновационный проект и т.д.) и условиями ее функционирования.

Таким образом, под системой инновационного менеджмента (СИМ) следует понимать систему подготовки и принятия решений, направленных на поддержку, развитие и превращение инновационно-технологического потенциала России в решающий фактор ее экономического роста.

СИМ представляет собой сложную организационно - распределенную технологическую систему, действующую в определенной производственной (политической, экономической, социальной) среде, в определенных экономических и правовых условиях. Из приведенного определения видно также, что оно отражает влияние на ИТД различных подразделений (структур), находящихся на разных уровнях управления (менеджмента) как в период создания инновационной продукции, так и во время ее использования в процессе рыночной коммерциализации.




Введение в рыночный и практический оборот понятий «жизненный цикл продукции» и «уровни управления конкретной деятельностью» (в данном случае – инновационной) позволяет рассматривать в системном единстве следующие четыре элемента:

1) функции системы инновационного менеджмента;

2) последовательное движение инновационной продукции от замысла до ее использования и утилизации;

3) дифференцирующие управляющие и регулирующие воздействия на ИТД с различных уровней СИМ (управленческой иерархии);

4) перечень задач управления ИТД, определяющий специфику и специализацию отдельных структур СИМ.

Изучение общей модели СИМ связано с пониманием ее отдельных элементов, куда входят:

- цель создания и функционирования;

- основные задачи национальной инновационной системы (НИС);

- состав основных функций СИМ;

- перечень функциональных задач СИМ;

- технология подготовки и принятия решений, необходимых для управления ИТД.

Стратегическая цель СИМ – формирование, поддержка и развитие национальной инновационной системы, в том числе:

а) создание организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие малых и средних инновационных предприятий;



б) поддержка и развитие ИТЦ в качестве базовых элементов НИС;

в) экономически целесообразное получение, распространение и использование научно-технических результатов и новых технологий.

Основными задачами национальной инновационной системы (НИС) являются:

- существование комплекса согласованных мероприятий, связанных с развитием базовых элементов инновационной системы ИТЦ, а также обеспечивающей ее инфраструктурой, включающей нормативно-правовую, информационную, кадровую, консультационную, инвестиционную составляющие;

- привлечение и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, включая федеральные и региональные бюджетные и внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты техническую помощь;

- объединение и координацию действий всех элементов СИМ, использование международного сотрудничества в интересах развития НИС.

Задачи, которые необходимо решать для оптимизации состава основных функций СИМ состоят в следующем:

а) разработка и использование на практике системы программно-целевого планирования исследований и разработок, основанной в части прикладных исследований и разработок на концепции критических для обеспечения национальной безопасности технологий;

б) реформирование сети научных организаций в целях обеспечения проведения приоритетных исследований и разработок с учетом реальных ресурсных ограничений;



в) осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров;

г) создание условий для повышения престижности научного труда, возрождения отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечение молодежи в сферу науки, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов;

д) модернизация, усовершенствование, создание необходимых, организационных, экономических, нормативно-правовых информационных и других видов обеспечения научных исследований и создание высокопродуктивных технологий, их защиту и использование;

е) разработка и реализация системы мер по сохранению, воссозданию и развитию в России инфраструктуры (зданий, сооружений, комплексов, сети компьютерных телекоммуникаций, системы производства, поставки и применения научного оборудования, приборов и др.), обеспечивающих проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне.

Все задачи НИС могут быть сгруппированы следующим образом:

- задачи ИТД;

- задачи регулирования и ресурсного обеспечения ИТД;

- задачи подготовки и принятия решений в области развития ИТД.

Под технологическим обеспечением понимается совокупность мероприятий и правил, регламентирующих последовательность и взаимосвязи конкретных операций, методы и средства реализации технологических решений и действия специалистов в процессе проектирования системы и ее функционирования.

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного регулирования и координации действий всех субъектов НИС, а, с другой, - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу.

К основным методам и инструментам регулирования НИС относятся:

1) правовое обеспечение;

2) нормативно-методическое обеспечение;

3) финансово-экономическое обеспечение;

4) материальное обеспечение;

5) информационное обеспечение и статистика инноваций.

Правовое обеспечение НИС включает законодательные и нормативные акты по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятые на федеральном и региональном уровнях.

Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:

а) правовые вопросы экономики страны (по приватизации, предпринимательству и др.);

б) законы и нормативные акты по:

- стандартизации;

- метрологии;

- сертификации товаров и услуг;

- защите прав потребителей;

- антимонопольной политике;

- управлению качеством товаров;

- безопасности и охране труда и др.

в) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, развитию коллективов, охране окружающей среды;

г) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы.

В межгосударственных документах должны регламентироваться общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации; другие федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах. При этом документы нижестоящего уровня нив коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.

Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят основными компонентами в систему ресурсного обеспечения. Ключевой вопрос ресурсного обеспечения инновационного менеджмента – финансирование инновационной деятельности.

Информационное обеспечение должно удовлетворять следующим основным требованиям к качеству информации:

- своевременность;

- достоверность (с определенной вероятностью);

- достаточность;

- адресность;

- правовая корректность информации;

- актуальность информации.

Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется Положением о государственной системе научно-технической информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

В структуру НТИ входят:

* Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства образования и науки РФ;

* Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства образования и науки РФ;

* Всероссийский центр научной и технической информации Российской Академии наук (РАН) и Министерства образования и науки;

* Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства образования и науки РФ;

* Библиотека РАН;

* Библиотека по естественным наукам РАН;

* отраслевые библиотеки.

Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г. На 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций.

Международные стандарты по статистике и инноваций – это комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике.

Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность, промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:

- Инновационная активность предприятия;

- Источники информации об инновациях;

- Цели инновационной деятельности;

- Затраты на технологические инновации;

- Исследования и разработки.

- Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;

- Технологический обмен.

- Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукта, процесс инноваций;

- Результаты инновационной деятельности;

- Факторы, препятствующие инновациям.

В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции, в 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральном фонде производственных инноваций от 26 августа 1995 г. № 827.

При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике.

В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» от 18 июня 1999 г. № 651.

Основными методами реализации инновационной политики государства выступают:

- формирование нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере;

- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичическое производство, а также организация различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами хозяйственной деятельности;

- внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке;

- обеспечение квот в зарубежных кредитных линиях для развития инновационной инфраструктуры;

- консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

- участие инновационно - активных организаций в международных конкурсах;

- выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли ВВП. К этим мерам относятся:

- финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер;

- расширение практики размещения бюджетных средств на конкурсной основе;

- совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов.







Сейчас читают про: