План
Лекция № 14
Тема 10. Формирование конкурентных преимуществ в инновационном менеджменте
Литература
План практических занятий
Литература
1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандо ра, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
2. Трофилова А.К. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика», 2003. - 175 с.
3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
5. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
6. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
|
|
1. Особенности научно-технологической политики России.
2. Приоритеты научно-технической политики России. Необходимость селективной модели инновационной политики.
3. Опыт США, Европы, Японии в планировании программ научно-технического развития.
4. Организация разработки и реализации программ научно-технического развития.
5. Типы и классы программ и проектов нововведений.
6. Основные правила эффективного решения инновационных задач.
7. Этапы формирования и реализации научно-технических программ
8. Программно-целевое планирование инноваций.
9. Понятие и основные элементы инновационного проекта. Состав и содержание ТЭО инновационного проекта.
1.Трофилова А.К. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика», 2003. - 175 с.
2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
4. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
5. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
10.1. Виды конкурентных преимуществ.
10.2. Формирование конкурентных преимуществ
10.3. Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ.
10.4. Методы анализа процессом создания конкурентных преимуществ.
|
|
Впервые концепцию конкурентных преимуществ обосновал М. Портер [1]. Его концепция построена исходя из того, что конкурентное преимущество, как система отношений, затрагивает всю систему создания ценностей и проявляется в каждом элементе и процессе функционирования исходной организационно-экономической системы.
В цепочку ценностей конкурентного преимущества входят: цепочки ценностей поставщиков комплектующих изделий, оборудования и услуг, собственно цепочки ценностей фирмы, цепочки ценности каналов сбыта, цепочки ценностей покупателей, каждая из которых требует непрерывного улучшения в процессе функционирования любого элемента системы.
Фирмы добиваются конкурентного преимущества благодаря нововведениям, к которым относятся:
- новые технологии, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшения соответствующих услуг;
- новые или изменившиеся запросы покупателей;
- появление нового сегмента отрасли;
- изменение стоимости или появление новых компонентов производства;
- изменение параметров правительственного регулирования, таких как новые стандарты, ужесточение требований к охране окружающей среды, требования к новым отраслям и др.
Удержание преимущества зависит от трех факторов:
1. Каков источник преимущества, какая иерархия источников преимущества; - преимущества низкого ранга, такие как дешевая рабочая сила или сырье довольно легко могут получить и конкуренты; на нижних ступенях иерархии также находится преимущество, основанное исключительно на факторе масштабе от применения технологий, оборудования или методов, взятых у конкурентов;
- преимущества более высокого (второго) порядка (патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, или тесные связи с клиентами, укрепляемые тем, что менять поставщика клиенту будет накладно) можно удерживать более длительное время. Таким преимуществам присущи определенные особенности:
- для получения этих преимуществ необходимы большие навыки и способности;
- преимущества высокого порядка обычно возможны при условии долговременных и интенсивных капиталовложений в производственные мощности, в специализированное обучение персонала, зачастую сопряженное с риском, с проведением НИОКР или в маркетинг.
Преимущества на основе лишь уровня издержек, как правило, не так стойки, как на основе дифференциации.
2. Вторая определяющая удерживаемости конкурентного преимущества - количество имеющихся у фирм явных источников конкурентного преимущества.
3. Третья и самая важная причина сохранения конкурентного преимущества - постоянная модернизация производства и других видов деятельности. Для сохранения преимущества нужны изменения, к которым в первую очередь следует отнести:
- непрерывное совершенствование систем подготовки и переподготовки производственных кадров;
- развитие технологий;
- дифференциация производства;
- обеспечение высокого качества изделий;
- достижение высоких потребительских свойств конечной продукции;
- высокий уровень обслуживания и продажи продукции в максимально возможном количестве регионов мира;
- размещение производства отдельных комплектующих систем в странах, являющихся надежными и долговечными партнерами;
- координация и интеграции различных видов деяельности в мас-штабах всего мира с целью достижения эффекта максимальной эффктивности и качества производимой продукции.
Способы, которыми фирмы создают и удерживают конкурентное преимущество в глобальных отраслях, отражают роль страны в поддержании конкуренции отечественных фирм. К ним следует отнести:
|
|
Во-первых, определение влияния страны на способность фирмы конкурировать в конкретных отраслях и их сегментах, причем с использованием определенных стратегий, а не рассматривать общие направления действий фирм.
Во-вторых, создание условий минимизации затрат для фирм, ведущих глобальную конкуренцию, по тем технологическим переделам, и комплектующим, которые входят в цепочку ценностей за пределами страны базирования.
В-третьих, поддержка фирм, завоевавших и удерживающих преимущество в международной конкуренции, путем создания условий для всестороннего обновления и улучшения.
В-четвертых, создание условий для ускоренного внедрения новых технологий, улавливаемых фирмами производителями.
Методы управления и способы организации должны согласовываться с источниками конкурентоспособности. Оценка эффективности управления зависит от: целей компании, совместимости целей компаний и их владельцев, влияния национального престижа и национальных приоритетов, важность устойчивой приверженности делу.
Внутренняя конкуренция создает предпосылки для внедрения не про -стых инноваций, а таких, которые ускоряют рост конкурентоспособности национальных фирм. Фирмы должны искать собственные технологии, расширять масштаб производства, создавать собственную международную сеть маркетинга.