Этапы формирования и реализации научно-технических программ
1. Этап анализа. Сначала необходимо четко определить:
a) конечные цели;
b) сроки и последовательность выполнения;
c) используемые материальные, финансовые и трудовые ресурсы;
d) роль государственных и коммерческих структур;
e) соотношение и типы методов государственного и рыночного воздействия;
f) характер связей с внешним миром;
g) степень и характер увязки в цепочке “центр - отрасль - регион”;
h) значимость (место) в общей программе;
i) степень воздействия на экономику и окружающую среду.
Этап анализа очень важен. Качеством его проведения определяется в значительной мере успех или неуспех реализации программы. Этап анализа может потребовать значительных затрат сил и применения различных методов.
2. Этап разработки стратегии. На основе анализа определяется место конкретных задач в общей программе. Выбираются адекватные методы государственного воздействия (поддержки) (прямого, косвенного, внутри- и внешнеэкономического). Необходимо учитывать возможности применения различных методов государственного регулирования и возможности их изменения по ходу выполнения программы. Особое внимание уделяется правовому обеспечению выполнения программ, деятельности и взаимодействию государственных и рыночных структур, прав собственности на результаты научно-технической деятельности.
|
|
Следующие 3 и 4 этапы выполняются параллельно.
3. Этап координации. Согласовываются:
a) элементы системы “центр - отрасль - регион”;
b) деятельность государственных и рыночных структур (малых и крупных);
c) взаимоотношения государства с финансовыми и банковскими структурами;
d) участие в выполнении программ российских и зарубежных юридических лиц;
e) источники финансирования (государственных средств, с одной стороны, и коммерческих фондов, ассоциаций, банков и бирж с другой);
f) законодательные экономические и правовые положения.
4. Этап контроля включает:
a) оценку сроков и результативности выполнения подпрограмм;
b) возможную корректировку дальнейшего хода работы;
c) соизмерение затрат и результатов научно-технической деятельности;
d) проведение экспертизы как отдельных проектов, так и их частей;
e) обеспечение отечественной безопасности и предотвращение утечки ценных идей и “мозгов”;
f) гарантирование прав собственности на интеллектуальные, научно-технические продукты.
В процессе реализации конкретных программ задачи и этапы конкретизируются, и общие черты дополняются особенностями, которые следует учитывать.
Целевая программа является инструментом комплексного планирования. Это - взаимосвязанный по ресурсам, времени и исполнителям планируемый комплекс научно-технических, производственных и организационных мероприятий, объединенных конечной целью и осуществляемых под единым организационно-экономическим руководством. При этом осуществляется научно обоснованный выбор возможных технических решений, разрабатываются организационные и экономические условия, обеспечивающие своевременное финансирование и рациональное распределение ресурсов по этапам работ. Выявляются внутрипрограммные и внешние технологические связи. На этой основе строится оптимальная по срокам структура реализации проекта с учетом общих ограничений на ресурсы.
|
|
Программа характеризуется конкретным обоснованием конечной цели и органической связью с системой социально-экономического развития, высокой степенью внутренней сбалансированности технологических способов решения поставленных задач и требуемых для этого ресурсов, определением прав, ответственности и взаимных обязательств заказчиков и исполнителей работ, целевым финансированием.
Особенностью применения программно-целевого метода на современном этапе является разработка и реализация совокупности селективных комплексных программ.