double arrow

Основные правила эффективного решения инновационных задач


Типы и классы программ и проектов нововведений

Организация разработки и реализации программ научно-технического развития

Приоритеты научно-технической политики России. Необходимость селективной модели инновационной политики

План

Лекция № 13

Литература

План практических занятий

Литература

1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.

2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

3. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

4. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

5. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – С/Пб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).


1. Типология инновационных стратегий предприятия




2. Стратегии групповых производственно-экономических систем, их типология.

3. Стратегический этап инновационного управления.

4. Схема стратегического этапа операционных систем.

5. Матрица инновационных стратегий

6. Менеджмент и инновационные стратегии в промышленности.


1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.

2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

3. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

4. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

5. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).


Тема 9: Разработка программ и проектов нововведений

9.1. Приоритеты научно-технической политики России. Необходимость селективной модели инновационной политики.

9.2. Организация разработки и реализации программ научно-технического развития.

9.3. Типы и классы программ и проектов нововведений.

9.4 Основные правила эффективного решения инновационных задач.

9.5. Этапы формирования и реализации научно-технических программ.

9.6. Программно-целевое планирование инноваций.

9.7. Понятие и основные элементы инновационного проекта.



Уровень развития факторов производства является необходимым условием перехода от одной стадии развития (стадии разделяются следующим образом: стадия формирования факторов - стадия инвестирования - стадия нововведений - стадия богатства) экономики к другой. Инновационная политика является последней стадией в этой цепи до стадии богатства. К странам, достигшим этого уровня, пока относят только США, Англию и частично – Швейцарию.

К сожаления, экономическое положение России, где во многих отраслях экономики, инвестиционная политика не только не вышла на уровень инвес-тиций, не говоря уже об уровне инноваций, но даже на уровень факторов, имеется значительно количество предприятий, отраслей, регионов, где программы развития производств должны иметь место.

В документе «основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» отмечено, что Целью государственной политики России является «переход к инновационному развитию на основе выбранных приоритетов».

Развитие науки и технологий должно служить решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов РФ. Базой развития науки и технологи в РФ являются:

1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;



2) фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования;

3) важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел;

4) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;

5) опыт концентрации усилий на решение сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба;

6) богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.

Для перехода к инновационному пути развития на основе избранных приоритетов, должны быть решены следующие задачи:

1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологии и техники;

4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

7) укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

8) активизация деятельности по обмену знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования;

9) ускорение реализации научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;

10) разработка и модернизация вооружений, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса;

11) совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе международном.

«Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» определили важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий:

1) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

3) формирование национальной инновационной политики;

4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

6) интеграция науки и образования;

7) развитие международного научно-технического сотрудничества.

В указанных документах выделено 9 приоритетов:

- информационно - телекоммуникационные технологии и электроника;

- космические и авиационные технологии;

- новые материалы и химические технологии;

- новые транспортные технологии;

- перспективные вооружения, военная и специальная техника;

- производственные технологии;

- технологии живых систем;

- экология и рациональное природопользование;

- энергосберегающие технологии.

Россия, как следует из вышесказанного, в сфере развития инновационной политика пошла от фронтального (то есть развития по максимальному числу направлений) к селективному (избирательному типу) научно-технической политики (по опыту Японии и Южной Кореи).

Мировой опыт доказывает, что селективная инновационная политика обеспечивает наивысшие инновационные результаты.

Различают пионерную и имитационную стратегии, как при фронтальном, так и при селективном типе научно-технической политики. Они не существуют в чистом виде, а реализуются в тесном переплетении друг с другом. Поэтому речь может идти лишь о преобладании пионерной или имитационной стратегии. Такой подход позволяет использовать преимущества применения накопленного мирового опыта ради прорыва в выбранных направлениях.

50-60-е годы - период “большой науки” в СССР;

70-е годы - период переориентации научно-технической политики на создание энерго- и ресурсосберегающих технологий (“стратегия качества”);

80-е годы - разработана Комплексная Программа научно-технического прогресса СССР до 2005 года (на 20 лет).

Не было механизма реализации приоритетов: информатизация (электронизация и комплексная автоматизация); биотехнология; экологически чистая энергетика; разработка новых материалов. Дело усугублялось ведомственностью и чиновничьим администрированием, зарождением коррупции, отсутствием практической ответственности за невыполнение программ (распределение заказов, формирование экспертизы, оценка результатов, информационная неполнота, взаимопересечение и дублирование работ).

Отсутствовал действенный механизм формирования единой научно-технической политики и ее реализации в общенациональном масштабе. Приоритеты были сориентированы на сложившиеся десятилетиями организационные формы и структуры управления нединамичны и неспособные влиять на восприимчивость производства к инновациям. Это привело к сильной инерционности сферы НИОКР до конца 1990 г. Выход пытались найти в другой крайности: в развязывании инициативы и самостоятельности научных организаций. Объявлялись следующие основные принципы “перестройки” работы:

· признание результатов научной деятельности в качестве товара;

· использование договора в качестве единого документа, регламентирующего взаимоотношения научных коллективов с заказчиками работ;

· целевое финансирование исследований и разработок и ломка “психологии гарантированного финансирования”;

· внедрение конкурсных начал и контрактной системы;

· усиление роли прибыли, переход на договорные цены и др.

Одним из обязательных условий внедрения и развития перечисленных принципов является обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности.

Для России интересен опыт США по осуществлению научно-технических программ.

В США на высшем государственном уровне (Администрация и Конгресс) финансируются и контролируются только важнейшие государственные программы и определяется соотносительная ответственность участвующих ведомств. На среднем (ведомственном) уровне ведется отбор и формирование долгосрочных программ, назначение их головных исполнителей. Средний уровень располагает значительной свободой действий в рамках общей стратегии и ключевых направлений финансирования, которые определяются на высшем уровне. Нижний уровень образуют организации-исполнители работ.

В решении стратегических научно-технических задач основное место занимает в США Национальный научный фонд (ННФ). Его деятельность главным образом направлена на развитие фундаментальной науки (стимулирование исследований, обещающих наибольший прогресс научных знаний). Отбор проектов ведется на основе независимой экспертизы (штат экспертов составляет примерно 1000 человек, отбираемых на 2-4 года). Особого внимания заслуживает обеспечение объективности экспертизы.

В Японии государство финансирует только долгосрочные программы. Общую координацию научных работ, не только долгосрочных, но и среднесрочных и отраслевых - осуществляет Агентство по науке и технике. Университетские разработки координирует Министерство торговли и промышленности. Оно согласовывает эти исследования с интересами частных фирм. В конце 80-х гг. в Японии было разработано 11 крупномасштабных программ НТП с определением приоритетов японской науки на 20-45 лет.

Для нас представляет интерес японский и европейский опыт претворения программ в жизнь, включая международные. Так, в странах ЕС реализуется согласованная инновационная программа. Разработан специальный проект по проведению совместных исследований и координации научно-технической политики европейских стран. Приоритетным направлением инновационной политики стран ЕС является оказание помощи мелким и средним предприятиям (а их до 95 %) с целью обеспечения занятости. Эта помощь осуществляется преимущественно в сфере технологических нововведений. Механизм увязки программных проектов с прогнозными исследованиями осуществляется при подготовке трех видов документов: стратегические досье, исследовательские досье и предложения относительно возможных инициатив Сообщества. Дополнительно к этому готовятся специальные публикации для руководителей национальных государственных учреждений и органов ЕС, занимающихся разработкой научно-технической и промышленной политики, предпринимателей, менеджеров и т.д. Достижения программ ЕС: разработка основ биотехнологии, материаловедения, информационной технологии; предложения по преодолению технологического отставания Западной Европы от США и Японии; меры по повышению конкурентоспособности западноевропейского бизнеса. Указанная программа называется программой ФАСТ (“Прогнозирование и оценки в области науки и техники”). Программа ФАСТ координирует свои действия с 12 центрами стран ЕС, выполняющими аналогичные работы на национальном уровне.

По целям разработки программы делятся на 4 типа:

· Программы создания конкретного изделия в отраслях, за состояние которых отвечает государство. Здесь государство почти всегда выступает в качестве и заказчика и потребителя конечного результата (оборона, космос, фундаментальные науки и частично - транспорт, энергетика и здравоохранение).

· Технологические программы - разработка новых конкурентоспособных технологий (в области информатики, вычислительных систем, средств связи, биотехнологии, а также в сфере разработки, производства и использования материалов с новыми свойствами).

· Программы регионального развития для ускорения структурной перестройки экономики с целью обеспечения перехода к так называемому постиндустриальному или информационному обществу.

· Программы развития новых форм кооперации академической науки с промышленностью.

В США с 70-х гг. действует финансируемая Национальным научным фондом программа создания промышленно-университетских кооперативных исследовательских центров.

В 80-е гг. к ней добавились две аналогичные программы:

· инженерных центров;

· научно-технических центров.

Сходные по содержанию программы действуют во Франции, Великобритании, Японии и Канаде.

С точки зрения организации управления программы можно разделить на 3 класса (по А.Г.Поршневу):

Первый класс.

Проекты разрабатываются и реализуются на основе существующих управленческих структур (государственных, промышленных фирм, университетов). Новые специальные подразделения (управленческие, исследовательские, научные) не создаются. Это - оборонные или космические гражданские проекты средних масштабов. Четкая управленческая вертикаль.

Второй класс.

Для разработки и реализации проектов (программ) внутри существующих организационных структур управления создаются специальные звенья и особый управленческий механизм исключительно для реализации данного проекта. Подобные организации обычно дополняются координационными, рабочими и консультационными группами, советами и др. вспомогательными органами. По сравнению с первым классом интенсивность обмена информацией выше, но специальных коллективных исследовательских учреждений не организуется. Программа представляет собой совокупность разномасштабных проектов, выполняемых отдельными фирмами. Ко 2 классу относится большинство программ ЕС и некоторые крупные национальные технологические программы в США, Великобритании, Японии.

Третий класс. Для разработки программ регионального развития, когда складывается разветвленный координационный механизм, создаются совместные научно-информационные организации (лаборатории, институты) и консультативные центры. Объединяются кадровые и материальные ресурсы соисполнителей в едином центре.

Сложились следующие правила эффективного решения инновационных задач. Необходимо:

· развивать области, где не действуют чисто рыночные стимулы, но где в перспективе ожидается большая отдача, и накоплены фундаментальные знания;

· осуществлять координацию централизованных органов управления программами, чтобы они не отклонялись от поставленных целей и могли оперативно адаптироваться к изменениям;

· иметь эффективный инструментарий оценки результатов;

· работу по реализации программ увязывать с усилиями, предпринимаемыми на международном уровне.

Общее правило: формирование и реализация научно-технических программ во всех случаях должны проводиться комплексно, системно и поэтапно.








Сейчас читают про: