План
Лекция № 15
Тема 11. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
Литература
План практических занятий
Литература
1.Портер М. Международная конкуренция. / Пер. с англ.; Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
4. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
1. Виды конкурентных преимуществ. Модель конкурентоспособности М. Портера.
2. Формирование конкурентных преимуществ.
3. Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ.
4. Стратегия инновационного развития
5. Схема управления процессом создания конкурентных преимуществ
6. Методы анализа процессом создания конкурентных преимуществ.
7. Этапы ССВУ-анализа.
1.Портер М. Международная конкуренция. / Пер. с англ.; Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
4. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
11.1. Задачи и виды прогнозирования развития нововведений.
11.2. Методы прогнозирования нововведений.
11.3. Организация перспективного планирования нововведений.
Прогнозирование развития нововведений является первым этапом планирования НТРазвития.
Научно-технический прогноз - обоснованная вероятностная оценка перспектив развития техники и технологии, реализации соответствующих научно-производственных циклов, их социально-экономического эффекта, а также требуемых для этого ресурсов и организационных мер. Основное содержание этих прогнозов - научно-технические проблемы, последствия и средства их разрешения.
Научно-техническое прогнозирование позволяет предприятиям и НТО получить ориентир, знание общих направлений НТРазвития в отрасли.
Процесс прогнозирования включает:
· установление объекта прогноза;
· выбор метода прогнозирования;
· разработку самого прогноза;
· оценку степени его достоверности (верификацию).
По назначению прогнозы различают:
Нормативный (функциональный) прогноз исходит из необходимости решения назревшей научно-технической проблемы, например, новых высокоскоростных и экологически чистых видов транспорта для туризма. Он идет от будущего (общественных потребностей, конечного эффекта) к настоящему и связан с определением путей решения проблемы, достижения заранее намеченной цели, вариантов выполнения социально-экономических функций.
Исследовательский (предметный) прогноз - предвидение будущего, исходя из сложившихся к настоящему времени тенденций НТРазвития. Он направлен от настоящего к будущему и сводится к определению параметров уже имеющихся технических средств.
Сводный прогноз, согласовывающий программный и отраслевой подход, представляет собой комплексную программу НТРазвития транспорта и его социально-экономических последствий. Сводный прогноз должен быть непрерывным, включать корректировки в развитии техники и технологии.
Прогнозы разрабатываются специальными службами на всех уровнях управления.
По содержанию различают прогнозы появления открытий и изобретений, создания принципиально новой техники и технологии и использования уже известных открытий, распространения нововведений.
В зависимости от объекта анализ, выделяются глобальные (для нескольких стран, или планеты в целом), народнохозяйственные (объект - научно-техническое направление, например, электрификация, область развития науки и техники), межотраслевые (научно-техническая проблема), отраслевые и производственные.
По назначению, как уже отмечалось, различаются исследовательские (анализ возможных направлений НТРазвития), нормативные (определение путей, сроков и условий решения проблемы, а также их последовательности и очередности) и организационные (выявление организационных мер и ресурсов, необходимых для выполнения задачи). Каждый из прогнозов разрабатывается в нескольких вариантах.
По учитываемому периоду прогнозы могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. Первые из них разрабатываются обычно на 5 лет, вторые - на срок завершения уже начавшихся процессов “исследование - производство” (5-15 лет), третьи основаны на предвидении результатов еще не завершенных фундаментальных исследований.