double arrow

Искусственное освещение


Нормативы освещенности.

Помещения жилые и производственные Искусственное освещение, лк КЕО
Жилые комнаты 0,5
Кухня 0,5
Рабочий кабинет 1,0
Операционная 1,5
Палаты 50-150 1,0

2 системы: а) система общего освещения; б) система комбинированного освещения (общее и местное). Используются лампы накаливания и люминесцентные. При оценке освещенности учитываются: а) показатель дискомфорта, оценивающий блескость, б) коэффициент пульсации освещенности, для обеспечения равномерности светового потока, в) показатель ослепленности. Качество искусственного света зависит во многом от осветительной аппаратуры ( защищает глаза от слепящей яркости глаз) Для светильников местного освещения защитный угол д.б. не менее 30 град..

Лекция № 20

ТЕМА: Гигиенические требования к лечебно-профилактическим учреждениям (территории, внутренней планировке). Санитарно-гигиенический режим. Профилактика внутрибольничных инфекций.

Больницы - это основное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания населению стационарной помощи. Больницы могут проектироваться в комплексе с поликлиникой или станцией скорой и неотложной медицинской помощи, роддомом, перинатальным центром ( набл. развитие плода с 28 недель до периода родов и первые 7 дней жизни).




Многопрофильные больницы в зависимости от района обслуживания подразделяются на участковые, районные, центральные районные, городские, областные ( краевые).

Самостоятельные типы больниц - больницы скорой медицинской помощи, больницы восстановительного лечения, детские больницы.

Для оказания стационарной помощи определенного профиля предназначены специализированные больницы: инфекционные, туберкулезные, психиатрические, родильные дома.

Строительство и реконструкция больниц ведется в соответствии со СНиП «Общественные здания и сооружения» и СанПиН 5170-90.

В больничном строительстве используются 3 вида архитектурно – планировочного решения:

1. павильонная ( децентрализация –различные по профилю больничные отделения располагаются в отдельных корпусах, обычно небольшой этажности);

2. централизованная – все лечебные, лечебно-диагностические и вспомогательные отделения объеденены в одном здании или в сблокированных корпусах.

(+)- обеспечивает удобную взаимосвязь отделений, сокращает графики движения больных и персонала, быстрой доставки пищи из кухни в палаты.

3. смешанная система – на участке кроме главного лечебного корпуса, патологоанатомического и хозяйственного корпусов, в отдельных зданиях размещены инфекционное, родильное и детское отделения.

Учреждения здравоохранения размещаются в зонах: селитебной, зеленой, пригородной вдали от крупных транспортных магистралей и промышленных предприятий.



Площадь зеленых насаждений должна составлять не менее 60% от общей площади участка.. Площадь лесопарковой зоны – 25 м2 на одного пациента.

Участок должен иметь полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м из 3-х рядной посадки деревьев и кустарников.

На территории больницы выделяются 3 зоны:

- лечебных корпусов ( для инфекционных отделений и неинфекционных);

- лечебно-вспомогательных корпусов;

- хозяйственная зона

Плотность застройки – не более 15%.

Гигиенические принципы внутренней планировки больничных зданий.

Прием большинства больных производится в приемном отделении, а больных с инфекционным заболеванием, туберкулезом, рожениц, больных кож-вен заболеваниями и детей принимают непосредственно в отделениях.

В состав приемного отделения входят: смотровая и санпропускник ( раздевальня, ванная с душем, процедурная, перевязочная).

Внутренняя планировка приемного отделения должна обеспечивать профилактику ВБИ – санитарная обработка поступивших должна проводится по двум потокам: « чистому» - в физиологическое отделение и «грязному» - обсервационное отделение ( наблюдение за карантинными больными).

Основной ячейкой стационара является палатная секция, состоящая из палат, поста дежурной медсестры, кабинета врача, процедурной, буфетной, клизменной, туалета для больных, помещения для мытья суден, помещения для грязного белья, кладовой чистого белья, помещения дневного пребывания больных.



В палатной секции для взрослых развертывается до 30 коек, для детей до 1 года – до 24 коек.

Нормативы площади палаты на 1 койку:

- больные туберкулезом и др. инфекциями – 7,5 м2, для детей – 6,5 м2

- ожоговые – 10 м2

- палаты интенсивной терапии – 13 м2

- детские палаты, неинфекц. – 6,0м2

- прочие - 7,0 м2

Запрещается развертывание больничных коек в коридорах, палатных секций и др. помещений.

В палатах недолжно быть более 4-х коек ( 4-х коечных палат должно быть -60%; 2-х коечных – 20%; 1 коечных -20%)

Кроме приемного отделения и палатных секций в структуру больницы входят помещение выписки, операционные блоки и операционный отдел, отдел функциональной диагностики, КДЛ, патологоанатомическое отделение, аптека, стерилизационное отделение, прачечные, пищеблок. Операционные блоки размещаются в изолированной пристройке-блоке. Входы в операционные блоки д.б. организованы через санпропускники, а для больных – через шлюзы.

Операционный блок должен иметь 2 изолированных непроходимых отделения- септическое и асептическое, строгое зонирование внутренних помещений.

При размещении операционных друг над другом септические операционные следует размещать выше асептических.

Потоки в операционной, как правило, должны быть разделены на «стерильный» - для проходов хирургов, операционных сестер и «чистый» - для доставки больного, прохода анестезиолога и младшего персонала, удаления отходов, использованного белья. Они не должны перекрещиваться или соприкасаться.

Здания ЛПУ ( кроме инфекционных отделений), аптек, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением ( 2-х кратный воздухообмен). Относительная влажность в помещениях – 55-60%, скорость движения воздуха – не более 0,15 м/сек. СНиП 2.08.02.-89 « Общественные здания и сооружения».

Во всех помещениях должен быть естественный воздухообмен через форточки и фрамуги.

Кондиционирование воздуха следует предусматривать в операционных, наркозных, родовых, послеоперационных палатах, в палатах интенсивной терапии.

Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением. Поверхность стен, потолков, перегородок должны быть гладкими, легкодоступными для влажной уборки и дезинфекции.

Помещения больниц должны иметь естественное освещение, искусственное освещение ( только) допускается в кладовых, санузлах, ванн, душевых, гардеробных для персонала.

Операционные, проектируемые с естественным освещением, следует ориентировать на северо-запад, север, северо-восток. Палаты должны быть ориентированы в южных широтах – южная; в северных – южная и юго-восточная; в северных – южная, юго-восточная, юго-западная. СК – не менее 1/5 – 1/6;. КЕО не менее 1%

В каждой палате д.б. специальный светильник ночного освещения, установленный около двери на высоте 1,3м от пола. Помимо общего освещения, над изголовьем каждой кровати на высоте 1,6 – 1,8м от пола должен быть настенный светильник (бра), обеспечивающий освещение для чтения и медицинских процедур 150- 300лк.

Микроклимат палат:

температура – 19-20 град.С ( зима, осень, весна), до 24 град.С – летом;

в операционных не ниже 24-25 град.С

Относительная влажность – 55-60%;

Скорость движения воздуха –не более – 0,15 м/сек СНиП 2.08.02 -89

Состояние воздушной среды должно быть объектом систематического контроля. Санитарными показателями чистоты воздуха в палатах являются: отсутствие запаха, содержание углекислого газа –не более 0,07 -0,1%, общая обсемененность воздуха – не более 3000-4000 микроорганизмов в 1м, наличие гемолитического стафилококка и зеленящих стрептококков – не более 15-20 в м, окисляемость воздуха – не более 5-6 мг/о2

Качество и эффективность работы медработников во многом зависит от условий их труда и состояния здоровья. По роду своей деятельности они могут подвергаться воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды, таких как высокое нервно-психическая,, вынужденная рабочая поза и физическая нагрузка, вредные химические вещества, радиация, инфекции, шум, вибрация и др. Согласно статистике, в структуре профессиональной заболеваемости медработников преобладает туберкулез легких ( 50,5%), вирусный гепатит ( 15,7%), реакция на лекарственные вещества (8,3%).

Лекция № 19

ТЕМА : «Гигиенические и экологические проблемы детских и учебных заведений»

Гигиенические требования к детским дошкольным учреждениям.

К детским дошкольным учреждениям относятся: детские сады, детские ясли, детские комбинаты, дома ребенка, детские дошкольные дома. При размещении детских учреждений на территории населенных пунктов необходимо учитывать следующие гигиенические принципы:

а) близость к месту жительства ( в радиусе 300м);

б) отдаленность от крупных транспортных магистралей, железных дорог, предприятий, загрязняющих атмосферный воздух ( согласно СНиП – от 50м до1000м – в зависимости от характера производства);

в) достаточный по площади земельный участок, отвечающий общесанитарным гигиеническим требованиям и позволяющий разместить все элементы оборудования.

Площадь участка д.д.у. должна быть не менее 40м2 на одного ребенка.

Участок должен располагаться на сухом месте, крупнозернистом грунте, озеленен не более чем на 50%, чтобы участок легко вентилировался.

На участке необходимо предусматривать групповые площадки, физкультурную площадку, хозяйственную площадку, зеленые насаждения и теневые навесы.

Гигиенические требования к внутренней планировке и эксплуатации.

Основной принцип внутренней планировки здания групповая изоляция, что связано с высокой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям.

Основным структурным элементом здания служит групповая ячейка, состоящая из раздевальни, игровой, туалетной с умывальней, буфетной и спальней. Игровая (или групповая) является основным помещением групповой ячейки и предназначена для игр, проведения занятий, приема пищи. В связи с этим, для обеспечения всех видов деятельности и с учетом большой подвижности детей групповая должна иметь прямоугольную конфигурацию и площадь не менее 50м2 , ориентацию окон южную, юго-восточную, для обеспечения СК -1 : 4

Кроме групповой ячейки в д.д.у. входят общие помещения: зал для музыкальных и физкультурных занятий, пищеблок, прачечная, медицинская комната, изолятор, туалет для персонала.

Здание должно быть оборудовано водопроводом, канализацией, горячей водой, отоплением.

Большое внимание должно уделяться санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Прежде всего необходимо соблюдение принципа строгой индивидуализации предметов личного пользования- одежды, постельных принадлежностей, кружек для полоскания рта, зубных щеток, горшков. С этой целью отводится отдельная полочка, выделяется место, наклеивается картинка для опознания их ребенком, предметы маркируются. Не менее важно соблюдение режима уборки помещений, проветривания, мытье и обезвреживание игрушек и горшков. В детском учреждении проводится только влажная уборка, промаркированным инвентарем, проветривание сквозное – в отсутствии детей, летом – в присутствии детей с одной стороны - подветренной. Игрушки в ясельной группе моются 2 раза в день в горячее мыльно-содовом растворе, затем ополаскиваются.

Все оборудование в детских учреждениях и мебель должны соответствовать возрасту, росту, пропорциям тела ребенка

Размеры столов и стульев должны соответствовать гигиеническим нормативам. Мебель должна быть гладкой, доступной чистке, выдерживать частое мытье горячей водой с мылом и обработку дез. средствами, желательно белого цвета, исключать возможность травматизма.

Гигиенические требования к учебным заведениям ( размещение, планировка, оборудование, питание, организация учебных занятий, режим дня).

При размещении школы на территории населенных пунктов необходимо учитывать:

следующие гигиенические принципы:

а) близость к месту жительства ( в радиусе 500м для городов, не менее 1,5 км – для сельской местности) ;

б) отдаленность от крупных транспортных магистралей, железных дорог, предприятий, загрязняющих атмосферный воздух ( согласно СНиП – от 50м до1000м – в зависимости от характера производства);

в) достаточный по площади земельный участок, отвечающий общесанитарным гигиеническим требованиям и позволяющий разместить все элементы оборудования.

Участок должен располагаться на сухом месте, крупнозернистом грунте, озеленен не более чем на 50%, чтобы участок легко вентилировался.

В состав помещений школ входят: а) основные помещения (классы, кабинеты, мастерские, лаборатории, физкультурный зал); б) вспомогательные помещения( рекреации, гардероб, вестибюль, библиотека); в) служебные( учительская, кабинет директора, канцелярия). Основным принципом планировки школьных зданий являются максимальное разделение детей на отдельные возрастные группы для создания диференциированного режима учебы, вне учебной деятельности и отдыха учащихся разных возрастов. Для этого предусматривают учебные секции для 1-х классов, 2-4-ых, 5-9, 10-11 классов. Наибольшего внимания из всех помещений школы требует устройство классных комнат, в которых учащиеся проводят большую часть времени. Класс рассчитан на 35-40 детей, общая площадь должна составлять около 50м 2, форма класса прямоугольная, высота помещения – 3,3 м, воздушный куб – 4,3 – 4,5 м. куб. на одного учащегося. Наилучшей ориентацией окон является юго-западная и южная стороны. Глубина помещения не должна превышать 6,2 м. Световой коэффициент (СК) в классе должен быть 1:6, КЕО – не менее 1,5%. Искусственное освещение должно быть равномерным, не менее 150 лк для ламп накаливания и не менее 300лк - для люминесцентных ламп. Для обеспечения чистоты воздуха и создания оптимального микроклимата в школах используется искусственная (приточно- вытяжная вентиляция ) и естественная вентиляция ( через форточки и фрамуги). Комфортной температурой воздуха в классе является 18-20 град. С, относительная влажность 40-60%, колебания температуры по горизонтали и вертикали –не более 1-2 град.С. Необходимый температурный режим поддерживает отопление ( водяное низкого давления или панельное).

Школьная мебель должна соответствовать возрасту, росту, пропорциям тела учащихся, Согласно ГОСТ предусмотрено изготовление мебели 5 групп. Столы, стулья должны иметь цветовую и цифровую маркировку. В школьной мебели должно быть обязательно выдержано правильное соотношение основных элементов – высота стола и стула. Нарушение этих соотношений может привести к искривлению позвоночника, появлению сутулости, к нарушению зрения. Мебель следует изготовлять из материалов с малой теплопроводностью (дерево, пластик). Для окраски парт и столов желателен цвет натурального дерева.

Физкультурный зал – высота помещения -5,5 – 6 м, площадь – не менее 4м2 на одного учащегося, Набор помещений: раздевалка, душевые и туалеты для мальчиков и девочек. Температура воздуха во время занятий 14-16 град. С , относительная влажность 40-60%, вентиляции – 3-х кратный воздухообмен в час.

Мастерские должны размещаться на 1 этаже, в отдельном блоке. Площадь на одного учащегося -3,3 м2. Техническое оборудование (станки, верстаки) должны отвечать требованиям технической безопасности и соответствовать росту учащихся, чтобы во время работы соблюдалось правильное положение тела, не мешающее кровообращению, не вызывающее напряжение зрения, не приводящее к нарушению осанки. Инструмент так же подбирают с размерами рук и силой школьников.

Учебная нагрузка ( недельная) для различных классов различна ( согласно уставу школы). Распределение учебной нагрузки – максимальное количество часов должно приходится на середину недели, четверти. В течение учебного дня: первые и последние уроки не должны быть трудными ( период врабатывания); трудные уроки должны чередоваться с легкими; трудные уроки ставить в середину учебного дня – в период максимальной работоспособности; не допускается сдваивание уроков за исключением уроков труда и физкультуры (зимой). Длительность урока: в первых классах (шестилетки) – 35 минут, для вторых классов рекомендуется последние 10 минут отвести для чтения художественной литературы.

Большую роль в сохранении здоровья и поддержания работоспособности у школьников играет правильно организованный режим дня. Он предусматривает следующие компоненты: учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на воздухе; регулярное, достаточное и полноценное питание, Гигиенически полноценный сон. В силу возрастных особенностей высшей нервной деятельности для учащихся младших, средних и старших классов установлен определенный режим школьных занятий, определенная продолжительность уроков, учебного дня и учебного года.

Лекция № 5

Тема: « Химический состав атмосферного воздуха. Загрязнение атмосферы, ее защита».

Химический состав атмосферного воздуха. Гигиеническое значение кислорода, углекислого газа, азота

Атмосферный воздух – физическая ( механическая ) смесь газов, состоящая из кислорода (20,95%), азота ( 78,1%), углекислого газа ( 0,04%) и группы инертных газов ( 1%). Химический состав воздуха мало меняется в зависимости от высоты. В атмосферном воздухе всегда присутствуют водяные пары и случайные примеси.

Значение кислорода:

- необходим для поддержания процессов горения, тления и других процессов,

происходящих в природе, которые обеспечивают существование жизни на земле;

- все окислительные процессы протекающие в организме, протекают при

непосредственном участии кислорода.

В состоянии покоя человек потребляет приблизительно 350 мл кислорода в час, при физической нагрузке – до 12 л в час, поглощается только ¼ часть кислорода, содержащегося в составе вдыхаемого воздуха. Большое значение при этом имеет парциальное давление кислорода, а не абсолютное содержание во вдыхаемом воздухе, т.к. переход кислорода из альвеолярного воздуха в кровь происходит под влиянием разницы парциального давления.

Использование в медицине: используется при лечении гипоксических состояний – вдыхание воздуха, обогащенного кислородом до 40-60% (гипербарическая оксигенация).

Длительное дыхание « чистым» кислородом приводит к кислородному отравлению (судороги), В обычных условиях не встречается, возникают при использовании кислородной аппаратуры в случае ее неисправности ( при подводном погружении).

Значение углекислого газа:

В атмосферном воздухе его содержится приблизительно 0,04%. Постоянство объясняется круговоротом его в природе - СО2 усваивается растениями ( углерод идет на построение органических веществ), а кислород поступает в атмосферу. В этом заключается его экологическое значение. Физиологическое значение - СО2 - физиологический возбудитель дыхательного центра, поэтому в незначительных количествах его добавляют к воздуху при искусственной вентиляции легких. Гигиеническое значение СО2 – это санитарный показатель чистоты воздуха в жилых и общественных помещениях. ПДКсо2 – не более 0,1%







Сейчас читают про: