Костюм и фактурный трикотаж
В дизайне трикотажных изделий большое внимание уделяется фактуре полотна. Под фактурой в данном случае понимается различное состояние поверхности полотна. Она может быть матовой или блестящей, гладкой или рельефной. Любая фактура несет определенную эстетику и является средством, которое придает выразительность костюму.
Фактура при восприятии формы оттеняет тектонические характеристики и обостряет звучание составляющих формы, иллюзорно изменяя значимость и размер отдельных ее частей и элементов. При поиске фактурных решений поверхности формы, прежде всего, задаются назначением будущего костюма, т. к. именно масштаб и качество фактуры влияет на восприятие всего костюма в целом. Так, в нарядном ассортименте возможно использование активных блестящих и рельефных поверхностей, в повседневной - матовых и гладких и т. д.
С одной стороны, фактурный характер поверхности может акцентировать рисунок и усилить его декоративность, с другой - фактура при определенном освещении и на некотором расстоянии может выгодно влиять на визуальное восприятие полотна. В этом случае светотень определяет зрительный вид одежды в зависимости от освещения и рельефа ее поверхности. Так, увеличение степени рельефной поверхности формы одежды увеличивает светотень, следовательно, и объемность ее формы. Изменение светотени зависит от положения формы (человека в одежде) относительно источника и силы света.
Кривизна фактурной поверхности может ослабить или усилить восприятие цвета. Поверхности вогнутые, кривые собирают цвет и сгущают его на этих участках. Формы выпуклые ослабляют цвет. Это происходит вследствие изменения положения участков относительно направления лучей света, в результате чего изменяется их освещенность. Поэтому один и тот же цвет на разных участках модели выглядит по-разному.
Используя в изделиях ту или иную фактуру поверхности, необходимо учитывать и те конкретные условия, при которых она будет рассматри ваться (удаленность от наблюдателя, освещенность и т. д.). Например, при увеличении расстояния мелкие детали предстают как элементы фактуры поверхности, а шероховатая поверхность, которая хорошо видна с близкого расстояния, при увеличении угла освещения будет выглядеть относительно гладкой. Точно также мелкоузорный орнамент с определенного расстояния может восприниматься как фактура (мнимая фактура).
Использование одного переплетения в вариации с пряжей различного сырьевого состава позволяет создать особые оптические (иллюзорные) эффекты смешения или свечения тона и придает лаконичным формам костюма выразительную пластику.
Так, прозрачные тонкие вискозные полотна светлых тонов способны «растворить» форму в пространстве, списать ее с фоном; крупнофактурные полотна делают форму конкретной, осязаемой и очень активной, тем более, если фактура усилена тональными характеристиками. Полотна с использованием металлизированной нити создает эффект мерцания и дает ощущение некоторой таинственности формы.
Посредством фактурного противопоставления материалов различного сырьевого состава (шелк, вискоза, шерсть и т. д.) можно активно выделить конструктивные особенности модели.
Рельефность как основной отличительный признак фактуры в сочетании с гладкими поверхностями может усилить основной ритм дополнить масштабные характеристики, а также зрительно увеличить объем целой формы или отдельной ее части.