Фактура и декоративные свойства поверхности формы

Костюм и фактурный трикотаж

В дизайне трикотажных изделий большое внимание уделяется факту­ре полотна. Под фактурой в данном случае понимается различное состоя­ние поверхности полотна. Она может быть матовой или блестящей, глад­кой или рельефной. Любая фактура несет определенную эстетику и явля­ется средством, которое придает выразительность костюму.

Фактура при восприятии формы оттеняет тектонические характери­стики и обостряет звучание составляющих формы, иллюзорно изменяя значимость и размер отдельных ее частей и элементов. При поиске фак­турных решений поверхности формы, прежде всего, задаются назначением будущего костюма, т. к. именно масштаб и качество фактуры влияет на восприятие всего костюма в целом. Так, в нарядном ассортименте возмож­но использование активных блестящих и рельефных поверхностей, в по­вседневной - матовых и гладких и т. д.

С одной стороны, фактурный характер поверхности может акцентиро­вать рисунок и усилить его декоративность, с другой - фактура при опре­деленном освещении и на некотором расстоянии может выгодно влиять на визуальное восприятие полотна. В этом случае светотень определяет зри­тельный вид одежды в зависимости от освещения и рельефа ее поверх­ности. Так, увеличение степени рельефной поверхности формы одежды увеличивает светотень, следовательно, и объемность ее формы. Измене­ние светотени зависит от положения формы (человека в одежде) относи­тельно источника и силы света.

Кривизна фактурной поверхности может ослабить или усилить вос­приятие цвета. Поверхности вогнутые, кривые собирают цвет и сгущают его на этих участках. Формы выпуклые ослабляют цвет. Это происходит вследствие изменения положения участков относительно направления лу­чей света, в результате чего изменяется их освещенность. Поэтому один и тот же цвет на разных участках модели выглядит по-разному.

Используя в изделиях ту или иную фактуру поверхности, необходимо учитывать и те конкретные условия, при которых она будет рассматри ваться (удаленность от наблюдателя, освещенность и т. д.). Например, при увеличении расстояния мелкие детали предстают как элементы фактуры поверхности, а шероховатая поверхность, которая хорошо видна с близко­го расстояния, при увеличении угла освещения будет выглядеть относи­тельно гладкой. Точно также мелкоузорный орнамент с определенного расстояния может восприниматься как фактура (мнимая фактура).

Использование одного переплетения в вариации с пряжей различного сырьевого состава позволяет создать особые оптические (иллюзорные) эффекты смешения или свечения тона и придает лаконичным формам кос­тюма выразительную пластику.

Так, прозрачные тонкие вискозные полотна светлых тонов способны «растворить» форму в пространстве, списать ее с фоном; крупно­фактурные полотна делают форму конкретной, осязаемой и очень актив­ной, тем более, если фактура усилена тональными характеристиками. По­лотна с использованием металлизированной нити создает эффект мерцания и дает ощущение некоторой таинственности формы.

Посредством фактурного противопоставления материалов различного сырьевого состава (шелк, вискоза, шерсть и т. д.) можно активно выделить конструктивные особенности модели.

Рельефность как основной отличительный признак фактуры в сочета­нии с гладкими поверхностями может усилить основной ритм дополнить масштабные характеристики, а также зрительно увеличить объем целой формы или отдельной ее части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: