Вопрос № 3. Система и принципы ЗП

Система – внутреннее строение, совокупность правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от значимости роли содержания обусловленных характером регулируемых ими отношений (определение Иконитской).

Система:

1. Общая часть: право собственности и иные права на землю, управление в сфере использования и охраны земель, правовое регулирование платы и оценка земель, ответственность за нарушение законодательства.

2. Особенная часть включает институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель (всего семь категорий): правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта и иного специального назначения, правовой режим особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса.

В учебную дисциплину также включается и специальная часть – Международно-правовой режим охраны и использования, а также охраны и использования земель в зарубежных странах.

Принципы права (Марченко) основные идеи, исходные положения, ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования, они характеризуют сущность и содержание права, внутренне строение, статику, процесс его применения и динамику.

Общетеоретическая классификация принципов права:

1. Общие принципы, которые распространяются на всю систему права и являются юридической базой для всего российского права, закреплены в Конституции, они составляют конституционные основы ЗП: равенство всех право собственности и их равная правовая защита.

2. Межотраслевые принципы охватываю две или более отрасли права, как правило, тесно связанные между собой (экологическое, земельное, природоресурсное, гражданское право) – например, рациональное использование природных ресурсов, платность пользования природными ресурсами.

3. Отраслевые принципы закреплены в статье 1 ЗК РФ[3]. Голиченков, Волков предлагают их классифицировать на:

a. Принципы, устанавливающие экологические основы регулирования земельных отношений (1, 2, 6 принципы);

b. Принципы, устанавливающие социальные основы регулирования земельных отношений (3,4,11 принципы);

c. Принципы, устанавливающие экономические основы (5,7 принципы);

d. Правовые основы (8,9,10 принципы, также принцип разграничения норм гражданского и земельного законодательства и государственное регулирование приватизации земель).

Принципы в соответствии с пунктом 1 статьи 1 ЗК РФ:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. С одной стороны, по общему правилу подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков; это правило развито и в других статьях Кодекса. С другой - при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон (ст. 273 ГК РФ).

В силу пункта 4 статьи 35 ЗК РФ Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

· отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

· отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 35 ЗК РФ, не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: