Земли транспорта

Ст. 90 ЗК РФ определяет земли транспорта как земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов транспорта и права на которые у участников земельных отношений возникли по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов.

Земли транспорта подразделяются на подвиды:

1. Земли железнодорожного транспорта.

2. Земли автомобильного транспорта.

3. Земли морского и внутреннего водного транспорта.

4. Воздушного транспорта.

5. Трубопроводного транспорта.

Земли железнодорожного транспорта. ФЗ «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003 года в ст. 10 определяет, что земли железнодорожного транспорта используются в соответствии с земельным, санитарным, экологическим и противопожарным законодательством, а размеры земельных участков, в том числе и полосы отвода определяются проектно-сметной документацией. Данные земли предоставляются для размещения железнодорожных путей, для эксплуатации, расширения, реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе и железнодорожных вокзалов и станций, различных устройств и объектов, обслуживающих железнодорожный транспорт, для установления полос отвода и охранных зон). Порядок установления полос отвода и охранных зон определяется Постановлением Правительство № 611.

Полоса отвода – это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных систем, защитных полос лесов, производственных зданий, строений и сооружений, иных объектов железнодорожного транспорта. Свободные временно не используемые участки могут предоставляться гражданам, юридическим лицам, для оказания услуг пассажирам, разгрузочно-погрузочных работ и т.д. (эти участки предоставляются гражданам и ЮЛ в аренду). В границах полосы отвода в соответствии с Постановлением Правительства № 611 устанавливаются определенные ограничения в целях обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта.

Для земель железнодорожного транспорта характерны охранные зоны, создаваемые в целях обеспечения безопасности движения, работников, пассажиров, населения, в местах, подверженных оползням, селям, размывам, а также в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны. Охранные зоны – это земельные участки, которые необходимы для обеспечения сохранности, прочности, устойчивости объектов железнодорожного транспорта, а также участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта. В п. 10 данного Положения установлен перечень видов деятельности, запрещенных в охранных зонах.

Земли автомобильного транспорта предоставляются:

1. Для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов.

2. Для размещения автовокзалов, автостанций, других объектов автомобильного транспорта.

3. Для установления полосы отвода автомобильных дорог.

ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» № 257-ФЗ от 8.11.2007 года – автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода, а также конструктивные элементы, дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью. Дороги могут находиться в соответствии с этим законом в государственной собственности, муниципальной собственности, в частной собственности.

Ст. 5 предусматривает классификацию дорог:

1. Автомобильные дороги федерального значения.

2. Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения.

3. Дороги местного значения.

4. Частные автомобильные дороги.

В зависимости от вида разрешенного использования выделяют автомобильные дороги общего пользования и не общего пользования.

Полоса отвода автомобильных дорог – это совокупность земельных участков, предназначенных для размещения конструктивных элементов, а также инженерных сооружений автомобильной дороги, а также иных объектов, являющихся ее технологической частью.

Запрещается в пределах полосы отвода выполнять работы, не связанные со строительством дорог, а также их ремонтом, реконструкцией, размещением объектов дорожного сервиса.

Запрещается размещение зданий. Строений, сооружений, не предназначенных для обслуживания автомобильных дорог, запрещается распашка земель и т.д.

В отличие от иных видов транспорта, для автомобильных дорог предусматриваются придорожные полосы – территории, которые прилегают к автомобильной дороге с обеих сторон, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения безопасности.

В зависимости от класса дороги устанавливаются размеры придорожных полос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: