double arrow

Гидрокрекинг высоковязкого масляного сырья

Гидрокрекинг является эффективным и исключительно гибким каталитическим процессом, позволяющим комплексно решить проблему глубокого крекинга вакуумных дистиллятов с получением широкого ассортимента моторного топлива в соответствии с современными требованиями и потребностями в тех или иных топливах.

Глубокий гидрокрекинг вакуумного дистиллята при 15 МПа.

В связи с устойчивой тенденцией опережающего роста потребности в дизельном топливе по сравнению с автобензином за рубежом с 1980 г. была начата промышленная реализация установок легкого гидрокрекинга вакуумных дистиллятов, позволяющих получать одновременно с малосернистым сырьем для каталитического крекинга значительные количества дизельного топлива. Внедрение процессов легкого гидрокрекинга вначале осуществлялось реконструкцией эксплуатируемых ранее установок гидроочистки сырья каталитического крекинга, затем строительством специально запроектированных новых установок.

Легкий гидрокрекинг вакуумного газойля

Технология гидрокрекинга вакуумного газойля

Преимущества процесса легкого гидрокрекинга над гидроочисткой:

— высокая технологическая гибкость, позволяющая в зависимости от конъюнктуры спроса на моторное топливо легко изменять (регулировать) соотношение дизельное топливо: бензин в режиме максимального превращения в дизельное топливо или глубокой гидроочистки для получения максимального количества сырья каталитического крекинга;

— за счет получения дизельного топлива при легком гидрокрекинге соответственно разгружается мощность установки каталитического крекинга, что позволяет вовлечь в переработку др. источники сырья.

Отечественный одностадийный процесс легкого крекинга вакуумного газойля 350…500 °С проводят на катализаторе АНМЦ при давлении 8 МПа, t 420…450 °С, объемной скорости сырья 1,0...1,5 ч–1 и кратности циркуляции водородсодержащего газа около 1200 м3/м3. При переработке сырья с повышенным содержанием металлов процесс легкого крекинга проводят в 1 или 2 ступени в многослойном реакторе с использованием 3 типов катализаторов: широкопористого для гидродеметаллизации (Т-13), с высокой гидрообессеривающей активностью (ГО-116) и цеолитсодержащий для гидрокрекинга (ГК-35).

В процессе легкого гидрокрекинга вакуумного газойля можно получить до 60 % летнего дизельного топлива с содержанием серы 0,1 % и температурой застывания — 15 °С.

Недостатком одностадийного процесса легкого гидрокрекинга является короткий цикл работы (3…4 мес.). Разработанный во ВНИИ НП следующий вариант процесса — 2-ступенчатый легкий гидрокрекинг с межрегенерационным циклом 11 мес. — рекомендован для комбинирования с установкой каталитического крекинга типа Г-43-107у.

За рубежом (особенно на нефтеперерабатывающих заводах США, Зап. Европы и Японии) получили широкое развитие процессы глубокого крекинга вакуумного дистиллята при давлении 15…17 МПа, направленные на получение бензина (разработанные 4 фирмами: ЮОП, ФИН, «Шелл» и «ЮнионОйл»). Оценка экономической эффективности процесса ВД в нашей стране свидетельствует о целесообразности реализации этого процесса с получением преимущественно дизельного топлива при давлении 10…12 МПа и реактивного топлива при давлении 15 МПа. Технология 2-х отечественных модификаций — 1- и 2-ступенчатых процессов глубокого крекинга вакуумного дистиллята (соответственно процессы 68-2к и 68-3к) — разработана во ВНИИ НП. Одноступенчатый процесс глубокого крекинга вакуумного дистиллята реализован на нескольких нефтеперерабатывающих заводах России применительно к переработке вакуумного газойля 350..500 °С с содержанием металлов не более 2 млн–1.

В последние годы все большее применение находят процессы гидрокрекинга высоковязких масляных дистиллятов и деасфальтизатов с целью получения высокоиндексных базовых масел. Глубокое гидрирование масляного сырья позволяет повысить индекс вязкости от 50..75 до 95..130 пунктов, снизить содержание серы с 2,0 до 0,1 % и ниже, почти на порядок уменьшить коксуемость и снизить температуру застывания подбирая технологический режим и катализатор гидрокрекинга, можно получать масла с высоким индексом вязкости практически из любых нефтей.

Масла гидрокрекинга представляют собой высококачественную основу товарных многофункциональных (всесезонных) моторных масел, а также ряда энергетических (например, турбинных) и индустриальных (например, трансмиссионных) масел. В маслах гидрокрекинга нет естественных ингибиторов окисления, поскольку в жестких условиях процесса они подвергаются химическим превращениям. Поэтому в масла гидрокрекинга вводят антиокислительные присадки. Выход и качество масел зависят от условий гидрокрекинга, типа катализатора и природы сырья. Выход гидрокрекированного масла обычно не превышает 70 % мас., а масла с индексом вязкости выше 110 составляет 40…60 % мас.

© ООО "Особое конструкторское бюро" (Ростовская обл., г.Волгодонск), → tel: +7(86392)41828, +7(86392)49004, fax: +7(86392)41828, mail:

my_j=0; my_j=1; my_j=2; my_j=3; my_j=4; my_j=5; my_j=6; my_j=7; my_j=8; my_j=9;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: