Подпрограммы. 1. Создать консольное приложение командой

.....

Begin

Uses

Uses

End.

Begin

... //код проекта

Работа с модулем:

1. Создать консольное приложение командой Файл => Новый => Другое => Console Application.

2. Cохранить проект в папке KR командой Файл => Сохранить проект как.. => Blank.

3. Создать модуль для преобразования кодов символов из одной кодировки в другую. Для этого выполнить команду Файл => Новый => Модуль. В редакторе кода проекта возникает дополнительная страничка с заготовкой модуля. Заполнить ее кодом:

unit Unit1; //Заголовок модуля, после сохранения имя меняется на другое

interface // Раздел описания

SysUtils; // Ссылка на подключаемые модули

function Rus(mes:string):string; // Заголовок функции Rus с переменной mes

implementation // Раздел реализации

function Rus(mes:string):string; //Преобразует строку Windows под строку MSDOS

var i:integer; //Номер обрабатываемого символа

begin //Тело функции

for i:=1 to length(mes) do

case mes[i] of // Оператор выбора

'А'..'п': mes[i]:= chr(ord(mes[i])-64); //преобразование символов в коды

'р'..'я': mes[i]:= chr(ord(mes[i])-16); //преобразование символов в коды

end;

result:=mes; //возвращаемый результат в переменную result

end;

end.

4. Сохранить код модуля командой Файл => Сохранить как …в папке KR под именем RusTrans.pas. Заголовок модуля Unit1 изменится на RusTrans.

5. Выполнить компиляцию модуля RusTrans.pas с помощью команды Проект => Компилировать Blank. В папке проекта KR появится файл компилированного модуля RusTrans.dcu, а в проекте Blank в разделе Uses добавится строка с его именем.

program Blank;

{$APPTYPE CONSOLE}

SysUtils,

RusTrans in 'RusTrans';

{Main: Insert code here }

writeln (Rus ('Я студент ПГАТИ') );

readln;

end.

6. В разделе исполнения проекта Blank между операторными скобками begin… end для проверки работы модуля RusTrans внести строку кода с любым текстом, например writeln (Rus ('Я студент') ).

7. Запустить проект на исполнение командой Выполнить => Выполнить, и убедиться, что при подключении модуля, проблема с отображением букв кириллицы решена.

8. Удалить введенную для проверки работоспособности строку. Сохранить изменения в проекте, щелкнув по кнопке Сохранить на панели Инструментов.

9. В соответствующие разделы проекта в вести переменные, процедуры и код для решения поставленных задач.

Базовая таблица кодировки ASCII

0 - 16 - ► 32 - 48 - 0 64 - @ 80 - P 96 - ` 112 - p
1 - ☺ 17 - ◄ 33 -! 49 - 1 65 - A 81 - Q 97 - a 113 - q
2 - ☻ 18 - ↕ 34 - " 50 - 2 66 - B 82 - R 98 - b 114 - r
3 - ♥ 19 - ‼ 35 - # 51 - 3 67 - C 83 - S 99 - c 115 - s
4 - ♦ 20 - ¶ 36 - $ 52 - 4 68 - D 84 - T 100 - d 116 - t
5 - ♣ 21 - § 37 - % 53 - 5 69 - E 85 - U 101 - e 117 - u
6 - ♠ 22 - ▬ 38 - & 54 - 6 70 - F 86 - V 102 - f 118 - v
7 - 23 - ↨ 39 - ' 55 - 7 71 - G 87 - W 103 - g 119 - w
8 - 24 - ↑ 40 - ( 56 - 8 72 - H 88 - X 104 - h 120 - x
9 - Tab 25 - ↓ 41 -) 57 - 9 73 - I 89 - Y 105 - i 121 - y
10 - 26 - → 42 - * 58 -: 74 - J 90 - Z 106 - j 122 - z
11 - ♂ 27 - ← 43 - + 59 -; 75 - K 91 - [ 107 - k 123 - {
12 - ♀ 28 -∟ 44 -, 60 - < 76 - L 92 - \ 108 - l 124 - |
13 - 29 - ↔ 45 - - 61 - = 77 - M 93 - ] 109 - m 125 - }
14 - ♫ 30 -▲ 46 -. 62 - > 78 - N 94 - ^ 110 - n 126 - ~
15 - ☼ 31 - ▼ 47 - / 63 -? 79 - O 95 - _ 111 - o 127 - ⌂

ГОСТ - альтернативная кодировка MS DOS

128 - А 144 - Р 160 - а 176 - ░ 192 - └ 208 - ╨ 224 - р 240 - Ё
129 - Б 145 - С 161 - б 177 - ▒ 193 - ┴ 209 - ╤ 225 - с 241 - ё
130 - В 146 - Т 162 - в 178 - ▓ 194 - ┬ 210 - ╥ 226 - т 242 - Є
131 - Г 147 - У 163 - г 179 - │ 195 - ├ 211 - ╙ 227 - у 243 - є
132 - Д 148 - Ф 164 - д 180 - ┤ 196 - ─ 212 - ╘ 228 - ф 244 - Ї
133 - Е 149 - Х 165 - е 181 - ╡ 197 - ┼ 213 - ╒ 229 - х 245 - ї
134 - Ж 150 - Ц 166 - ж 182 - ╢ 198 - ╞ 214 - ╓ 230 - ц 246 - Ў
135 - З 151 - Ч 167 - з 183 - ╖ 199 - ╟ 215 - ╫ 231 - ч 247 - ў
136 - И 152 - Ш 168 - и 184 - ╕ 200 - ╚ 216 - ╪ 232 - ш 248 - °
137 - Й 153 - Щ 169 - й 185 - ╣ 201 - ╔ 217 - ┘ 233 - щ 249 - ∙
138 - К 154 - Ъ 170 - к 186 - ║ 202 - ╩ 218 - ┌ 234 - ъ 250 - ·
139 - Л 155 - Ы 171 - л 187 - ╗ 203 - ╦ 219 - █ 235 - ы 251 - √
140 - М 156 - Ь 172 - м 188 - ╝ 204 - ╠ 220 - ▄ 236 - ь 252 - №
141 - Н 157 - Э 173 - н 189 - ╜ 205 - ═ 221 - ▌ 237 - э 253 - ¤
142 - О 158 - Ю 174 - о 190 - ╛ 206 - ╬ 222 - ▐ 238 - ю 254 - ■
143 - П 159 - Я 175 - п 191 - ┐ 207 - ╧ 223 - ▀ 239 - я 255 -

Кодировка Windows 1251

128 - Ђ 144 - ђ 160 - 176 - ° 192 - А 208 - Р 224 - а 240 - р
129 - Ѓ 145 - ‘ 161 - Ў 177 - ± 193 - Б 209 - С 225 - б 241 - с
130 - ‚ 146 - ’ 162 - ў 178 - І 194 - В 210 - Т 226 - в 242 - т
131 - ѓ 147 - “ 163 - Ј 179 - і 195 - Г 211 - У 227 - г 243 - у
132 - „ 148 - ” 164 - ¤ 180 - ґ 196 - Д 212 - Ф 228 - д 244 - ф
133 - … 149 - • 165 - Ґ 181 - µ 197 - Е 213 - Х 229 - е 245 - х
134 - † 150 - – 166 - ¦ 182 - ¶ 198 - Ж 214 - Ц 230 - ж 245 - х
135 - ‡ 151 - — 167 - § 183 - · 199 - З 215 - Ч 231 - з 247 - ч
136 - € 152 -? 168 - Ё 184 - ё 200 - И 216 - Ш 232 - и 248 - ш
137 - ‰ 153 - ™ 169 - © 185 - № 201 - Й 217 - Щ 233 - й 249 - щ
138 - Љ 154 - љ 170 - Є 186 - є 202 - К 218 - Ъ 234 - к 250 - ъ
139 - ‹ 155 - › 171 - « 187 -» 203 - Л 219 - Ы 235 - л 251 - ы
140 -Њ 156 -њ 172 -¬ 188 -ј 204 - М 220 - Ь 236 - м 252 - ь
141 -Ќ 157 -ќ 173 -­ 189 -Ѕ 205 - Н 221 - Э 237 - н 253 - э
142 -Ћ 158 -ћ 174 -® 190 -ѕ 206 - О 222 - Ю 238 - о 254 - ю
143 –Џ 159 -џ 175 -Ї 191 -ї 207 - П 223 - Я 239 - п 255 - я

9.1. Основные понятия

Подпрограмма – логически законченная часть программы, которую по имени можно вызывать в разные места программы неограниченное число раз.

Она решает часть общей задачи. У нее есть имя, которое используется при вызове подпрограммы в основную программу.

Подпрограммы бывают 2 видов:

– процедуры и

– функции.

Процедура не возвращает значений (например, рисует) или возвращает несколько значений (корни квадратного уравнения).

Функция возвращает одно значение.

Программа без структурных элементов называется монолитной. Минимальный элемент такой программы - оператор. Она сложна в разработке, отладке и сопровождении.

Структурированная программа называется модульной. Она содержит более крупные компоненты - подпрограммы. Модульная программа проще создается, более понятна.

Модульная программа может иметь иерархическую структуру.

Работа с подпрограммой включает 2 этапа:

– описание подпрограммы;

– вызов подпрограммы.

Преимущества подпрограммы:

– в программе нет дублирования кода;

– повышается надежность программы;

– улучшается «читаемость» программы;

– облегчается процесс отладки.

Различают подпрограммы:

– без параметров,

– с параметрами.

9.2. Процедурный тип

Процедурный тип расширяет традиционное понятие подпрограмм, позволяя обращаться с подпрограммами как с переменными. Используется в программировании, где структура программы отражает структуру решаемой задачи. В результате алгоритм решения ясно виден из исходного текста.

Процедурный тип это внешние данные, используемые подпрограммой.

Процедурный тип объявляется следующим образом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: