Источники и методы сбора маркетинговой информации

Наиболее распространенные источники маркетинговой информации,

используемые в деятельности промышленных предприятий следующие:

- анкета;

- интервью;

- экспертиза;

- эксперимент.

Источники вторичной информации:

- внутренние источники предприятия (все виды отчетности и учета на предприятии);

- опубликованные издания государственных учреждений, которые включают официальную информацию (статистический справочник "Украина
в цифрах", Статистический ежегодник Украины, законодательные нормативные акты, специализированные издания, которые включают информацию по всем отраслям народного хозяйства, издания государственных учреждений и зарубежных стран);

- специализированные коммерческие издания (универсальные и специальные издания о предприятиях, их продукции и услугах, обзоры цен, телефонные справочники и т. д.);

- периодические издания и книги (общеэкономические и специализированные газеты и журналы, периодика, где размещаются деловые предложения, реклама, законодательные и нормативные акты, монографии, брошюры);

- организации и специализированные фирмы, которые предоставляют коммерческую информацию (информационные услуги Торгово-промышленной Палаты Украины, торговых представительств зарубежных стран, бирж, информационных агентств, научно-исследовательские институты по профилю, например УкрНИИ маркетинга и внешней информации, Украинский институт научно-технической и экономической информации);

- электронные средства распространения информации (компьютерные сети, в частности электронная почта, аналог факсимильного сообщения, система телеконференций, базы данных);

- поставщики, клиенты, потребители, конкуренты, кредиторы (устное или письменное деловое общение с представителями субъектов рынка, опубликованные бухгалтерские и финансовые отчеты участников рынка);

- презентации, семинары, выставки, конференции (научные доклады, тезисы, аналитические записки, научно-техническая документация и т. д.);

- неофициальные источники (промышленный шпионаж, приятели, сплетни и т. д.).

Методы сбора первичной маркетинговой информации К основным методам сбораотносятся:

- опрос (интервьюирование, анкетирование, в том числе почтовое, телефонное, через Интернет);

- наблюдения (личное или механическое - сканирование и т. д.);

- эксперимент (лабораторный, в реальных условиях).

Опрос - процесс сбора первичной информации, направленный на согласование знаний, взглядов, преимуществ потребителей и личного поведения покупателей.

Личное интервью имеет следующие преимущества:

- непосредственный контакт;

- возможность регулировать ситуацию, уровень сложности вопросов, поведение респондента;

- возможность изменять численность опрашиваемых;

- получение комплексной информации. Недостатки личного интервью:

- значительные потери времени и средств;

- требует привлечения квалифицированных и опытных интервьюеров;

- возможны неточности в ответах респондентов из-за непонимания вопросов.

Опрос по телефону имеет следующие преимущества:

- оперативность (скорость);

- относительно низкая стоимость;

- значительное количество респондентов.

Недостатки опроса по телефону:

- ограниченный объем информации;

- невозможность согласовать сложные вопросы;

- значительная доля отказов и прерванных разговоров;

- невозможность сформулировать ответ.

Опрос по почте имеет такие преимущества:

- продуманность и точность вопросов;

- низкая стоимость.

Недостатки опроса по почте:

- незначительное количество респондентов, которые принимают участие в опросе;

- необходимость тщательной подготовки анкеты;

- сложно прогнозируемые ответы;

- потери времени при двустороннем согласовании.

Опрос через компьютерную сеть Интернет имеет следующие преимущества:

- быстрая скорость сбора и обработки данных;

- относительно низкая стоимость;

- возможность пользования разными информационными источниками компьютерной сети.

Недостатки опроса через компьютерную сеть:

- недостаточная гибкость, отсутствие непосредственного влияния на респондента;

- не всегда достаточный объем требуемой информации.

Наблюдения - процесс личного или механического сбора первичной

информации при помощи учета поведения наблюдаемых объектов.

Эксперимент - процесс получения информации о взаимосвязях между зависимыми и независимыми переменными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: