Наиболее распространенные источники маркетинговой информации,
используемые в деятельности промышленных предприятий следующие:
- анкета;
- интервью;
- экспертиза;
- эксперимент.
Источники вторичной информации:
- внутренние источники предприятия (все виды отчетности и учета на предприятии);
- опубликованные издания государственных учреждений, которые включают официальную информацию (статистический справочник "Украина
в цифрах", Статистический ежегодник Украины, законодательные нормативные акты, специализированные издания, которые включают информацию по всем отраслям народного хозяйства, издания государственных учреждений и зарубежных стран);
- специализированные коммерческие издания (универсальные и специальные издания о предприятиях, их продукции и услугах, обзоры цен, телефонные справочники и т. д.);
- периодические издания и книги (общеэкономические и специализированные газеты и журналы, периодика, где размещаются деловые предложения, реклама, законодательные и нормативные акты, монографии, брошюры);
|
|
- организации и специализированные фирмы, которые предоставляют коммерческую информацию (информационные услуги Торгово-промышленной Палаты Украины, торговых представительств зарубежных стран, бирж, информационных агентств, научно-исследовательские институты по профилю, например УкрНИИ маркетинга и внешней информации, Украинский институт научно-технической и экономической информации);
- электронные средства распространения информации (компьютерные сети, в частности электронная почта, аналог факсимильного сообщения, система телеконференций, базы данных);
- поставщики, клиенты, потребители, конкуренты, кредиторы (устное или письменное деловое общение с представителями субъектов рынка, опубликованные бухгалтерские и финансовые отчеты участников рынка);
- презентации, семинары, выставки, конференции (научные доклады, тезисы, аналитические записки, научно-техническая документация и т. д.);
- неофициальные источники (промышленный шпионаж, приятели, сплетни и т. д.).
Методы сбора первичной маркетинговой информации К основным методам сбораотносятся:
- опрос (интервьюирование, анкетирование, в том числе почтовое, телефонное, через Интернет);
- наблюдения (личное или механическое - сканирование и т. д.);
- эксперимент (лабораторный, в реальных условиях).
Опрос - процесс сбора первичной информации, направленный на согласование знаний, взглядов, преимуществ потребителей и личного поведения покупателей.
Личное интервью имеет следующие преимущества:
- непосредственный контакт;
- возможность регулировать ситуацию, уровень сложности вопросов, поведение респондента;
|
|
- возможность изменять численность опрашиваемых;
- получение комплексной информации. Недостатки личного интервью:
- значительные потери времени и средств;
- требует привлечения квалифицированных и опытных интервьюеров;
- возможны неточности в ответах респондентов из-за непонимания вопросов.
Опрос по телефону имеет следующие преимущества:
- оперативность (скорость);
- относительно низкая стоимость;
- значительное количество респондентов.
Недостатки опроса по телефону:
- ограниченный объем информации;
- невозможность согласовать сложные вопросы;
- значительная доля отказов и прерванных разговоров;
- невозможность сформулировать ответ.
Опрос по почте имеет такие преимущества:
- продуманность и точность вопросов;
- низкая стоимость.
Недостатки опроса по почте:
- незначительное количество респондентов, которые принимают участие в опросе;
- необходимость тщательной подготовки анкеты;
- сложно прогнозируемые ответы;
- потери времени при двустороннем согласовании.
Опрос через компьютерную сеть Интернет имеет следующие преимущества:
- быстрая скорость сбора и обработки данных;
- относительно низкая стоимость;
- возможность пользования разными информационными источниками компьютерной сети.
Недостатки опроса через компьютерную сеть:
- недостаточная гибкость, отсутствие непосредственного влияния на респондента;
- не всегда достаточный объем требуемой информации.
Наблюдения - процесс личного или механического сбора первичной
информации при помощи учета поведения наблюдаемых объектов.
Эксперимент - процесс получения информации о взаимосвязях между зависимыми и независимыми переменными.