В представлении излагается существо уголовного дела, указывается, кто и за что привлечен к уголовной ответственности, дается характеристика обстоятельств, способствовавших преступлению. Если следователь располагает материалами, дающими основания для рекомендации конкретных предупредительных мер, такие меры должны быть названы. Среди этих мер может быть и предложение рассмотреть вопрос.об ответственности конкретных должностных лиц, виновных в возникновении способствующих преступлению обстоятельств.
Если следователь не в состоянии рекомендовать конкретные предупредительные меры, он может ограничиться указаниями на их направленность.
Закон не определяет времени, когда вносится такое представление. Разумеется, что наиболее полно обстоятельства, способствовавшие преступлению, устанавливаются по завершении следствия, однако это не означает, что представление во всех случаях вносится только на окончательном этапе. В ходе расследования могут быть выяснены обстоятельства, чреватые новым преступлением или грозящие несчастными случаями с людьми и другими тяжкими последствиями. Естественно, что в подобной ситуации предупредительные меры должны приниматься незамедлительно.
Представление следователя является процессуальным документом, поэтому его копия должна быть приобщена к делу. С ним в установленный срок знакомятся все участники процесса, имеющие доступ к материалам дела.
Следователь обязан осуществлять контроль за исполнением предложенных предупредительных мер; иногда для этих целей может быть использована помощь трудового коллектива, иных форм объединения трудящихся, например профсоюза, и т. п.
Как на стадии расследования, так и по его окончании действенными предупредительными мерами могут стать выступление следователя перед сотрудниками предприятия, учреждения, публикация материалов воспитательного и профилактического характера в средствах массовой информации, выступление по радио, телевидению и др. Важно при этом соблюдать необходимый такт и корректность, а также избегать всяческих действий, которые могут быть расценены как давление на судебные органы, когда дело еще не рассмотрено судом.
. Сотрудники следственных подразделений:
19.1. Своевременно передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел и имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений.
19.2. Подготавливают информацию в органы прокуратуры о неоднократном невыполнении должностными лицами предприятий, учреждений и организаций вносимых следователями представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, для принятия к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19.3. Выступают с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, перед населением о результатах расследованных и рассмотренных в суде уголовных дел, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений. Осуществляют публикации и выступления по этим вопросам в средствах массовой информации
14. Сотрудники подразделений дознания:
14.1. Выявляют при производстве дознания и осуществлении протокольной формы досудебной подготовки материалов причины и условия, способствующие совершению преступлений, и в установленном порядке вносят в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления о принятии мер по их устранению.
14.2. Своевременно информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел о полученных в ходе дознания сведениях, имеющих значение для предупреждения преступлений.
14.3. Выступают с сообщениями в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, перед населением и в средствах массовой информации с сообщениями о результатах работы, об условиях, способствовавших совершению преступлений, а также с лекциями и беседами на правовые темы.