double arrow

Разрешение сообщения о преступлении

Порядок регистрации сообщения о преступлении в таможенных органах.

Порядок приема сообщения о преступлении.

Уголовного дела по таможенным преступлениям

Тема 2. Деятельность органов дознания на стадии возбуждения

Вопрос 1.

Основными правовыми актами, регламентирующими дея­тельность органов дознания системы таможенных органов на этапе воз­буждения уголовного дела, являются УПК РФ и Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах РФ сообщений о преступлениях, утвержденная приказом Федеральной таможенной службы РФ от 12.01.2007 г. №23 (Далее – «Инструкция»). Данная Инструкция была принята во исполнение пункта 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" (зарегистрирован Минюстом России 30.12.2005, рег. N 7339). Все иные законодательные и ведомственные акты, затрагивающие рассматриваемые вопросы, действуют в части, не противоречащей названным документам.

В Инструкции используются следующие основные понятия:

1) сообщение о преступлении - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, которые оформляются следующими процессуальными и иными документами, предусмотренными частью 2 ст. 20 и статьями 141 - 143 УПК РФ:

а) заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу;

б) письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем;

в) протокол принятия устного заявления о преступлении;

г) протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении;

д) заявление о явке с повинной;

е) протокол явки с повинной;

ё) рапорт об обнаружении признаков преступления;

ж) протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении;

2) принятие (прием) сообщения о преступлении - получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия;

3 ) регистрация сообщения о преступлении - внесение уполномоченным должностным лицом таможенного органа в книгу учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП) краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера;

4) проверка сообщения о преступлении - действия, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 144 и частью 4 ст. 146 УПК РФ, производимые правомочными или (и) уполномоченными на то должностными лицами таможенного органа по сообщению о преступлении;

5) КУСП N 1 - книга учета сообщений о преступлениях, ведущаяся в оперативно-дежурных подразделениях таможенных органов, содержащая краткую информацию обо всех принятых сообщениях о преступлениях (за исключением сообщений о преступлениях, регистрируемых в КУСП N 2). Книга учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП) является документом строгой отчетности. Книга оформляется, регистрируется и брошюруется в соответствии с правилами делопроизводства.

КУСП ведется, хранится и заполняется оперативным дежурным в оперативно-дежурном подразделении таможенного органа. Записи о разрешении сообщений о преступлениях ведутся должностным лицом таможенного органа, производящим проверку поступившего сообщения о преступлении.

В КУСП регистрируются: письменное заявление о преступлении; письменное заявление о явке с повинной; протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; рапорт об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации.

Записи производятся от руки шариковой ручкой черного или синего цвета без сокращений. Исправления не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются так, чтобы ранее написанный текст четко читался. Новая запись делается в той же графе и удостоверяется подписью лица, ведущего книгу.

Передача сообщения о преступлении исполнителю для проведения проверки без регистрации в КУСП категорически запрещается.

По окончании КУСП сдается в подразделение делопроизводства для последующего хранения в установленном порядке в течение 5 лет с момента внесения в него последней записи.

6) КУСП N 2 - книга учета сообщений о преступлениях, ведущаяся в подразделениях собственной безопасности таможенных органов, содержащая краткую информацию о принятых сообщениях о преступлениях, совершенных в отношении должностных лиц таможенных органов, таможенных объектов и объектов таможенной инфраструктуры, а также совершенных должностными лицами и работниками таможенных органов.

В помещениях административных зданий таможенных органов, на стендах или в иных общедоступных местах должны быть размещена следующая информация:

- выписки из положений УПК РФ, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях;

- перечень должностных лиц, правомочных и уполномоченных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении и явки с повинной;

- сведения о руководителях и иных должностных лицах органов (должность, Ф.И.О., адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или отказом в приеме) сообщений о преступлениях;

- образцы письменных заявлений о преступлении (согласно приложения №3 Инструкции). Письменное заявление о преступлении может быть составлено заявителем в произвольной форме;

- образцы письменных заявлений о явке с повинной (согласно приложения №4 Инструкции). Письменное заявление о явке с повинной может быть составлено заявителем в произвольной форме.

Непосредственная организация работы в таможенных органах по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, контроль за их осуществлением возлагается на начальников соответствующих органов дознания и их заместителей.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом таможенного органа возложенных на него полномочий и обязанностей по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Заявление о преступлении (ст. 141) представляет собой сообщениео совершенном либо готовящемся противоправном дея­нии, содержащее ходатайство заявителя о привлечении виновного к уголовной ответственности.

В законе указано, что заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Это важный момент с той точки зрения, чтобы лица, обратившиеся с заявлениями о преступлении сознавали всю ответственность своего поступка. Необходимо, чтобы в момент обращения они были сами уверены в том, что дейст­вительно имело место преступление. В противном случае, на проверку ложного сообщения напрасно будут затрачены большие человеческие и технические ресурсы. Во избежании этого, зако­нодатель предусмотрел необходимость предупреждения лица, обратившегося в таможенные органы об ответственности, вплоть до уголов­ной по ст. 306 УК РФ. Если по каким-либо причинам заявитель не был заранее предупрежден об этом или факт предупреждения об уголовной ответственности не удостоверен его (ее) подписью на протоколе, то такое лицо в последствии не будет подлежать уго­ловной ответственности. Надо заметить, что данное правило рас­пространяется не только на процедуру принятия устного заявле­ния. Отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответст­венности за заведомо ложный донос должна содержаться и в письменном, собственноручном заявлении о преступлении.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Заявления о преступлениях без подписи или подписанные вымышленным именем (анонимные заявления) также не регистрируются, но проверяются. Если информация о преступлении, изложен­ная в анонимном сообщении, подтвердиться в ходе проверки, то поводом к возбуждению уголовного дела будет не анонимное заявление,а рапорт об обнаружении признаков преступления сотрудника, проводившего проверку на основании п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

Еще одним источником информации о совершенном преступленииявляется явка с повинной, которая представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении независимо от его тяжести, сопровождающееся передачей себя в руки правосудия (статья 142 УПК РФ).

Хотя явка с повинной в различных ее формах возможна и после побуждения уголовного дела, как о поводе к возбуждению уголовногодела о ней можно говорить только в отношении тех преступлений,о которых правоохранительным органам известно не было.

Так же как и заявление о преступлении, заявление оявке с повинной может быть сделано в письменной или устной форме с занесенемв соответствующий протокол. При этом заявитель не несет уголовной ответственно­сти за заведомо ложный донос на самого себя и не предупреждаетсяоб этом.

Все прочие сведения о совершенных или готовящихся преступленияхзакон (пункт 3 части первой статьи 140 УПК РФ) относитк сообщениям, полученным из «иных источников», кото­рые оформляются рапортом об обнаружении признаков пре­ступления (статья 143 УПК РФ).

Прием сообщений о преступлениях в таможенных органах. Сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности круглосуточно принимаются во всех таможенных органах, осуществляющих функции органа дознания.

Должностными лицами таможенных органов, правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ, являются дознаватели, а также начальник органа дознания, его заместитель (п. 17 ст. 5 УПК РФ) как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами, и иные должностные лица таможенного органа, уполномоченные в порядке, установленном Инструкцией.

Полномочия таможенного органа как органа дознания по приему сообщений о преступлениях, оформлению протоколов принятия устного заявления о преступлении и составлению рапортов об обнаружении признаков преступления в случаях и порядке, предусмотренных частями 3, 5, 6 ст. 141, частью 2 ст. 142 и ст. 143 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки[1].

Начальник органа дознания, являющийся начальником таможни, обязан обеспечить прием сообщений о преступлениях как в таможне, так и на всех таможенных постах, находящихся в его подчинении.

Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их соответствующее оформление в таможенном органе (только сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, получаемых из иных источников, за исключением той информации, которая поступает в ходе оперативно-розыскной деятельности) могут быть также поручены с учетом требований пункта 8 Инструкции должностным лицам оперативно-дежурной службы таможенного органа.

Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в таможенный орган, в устном или письменном виде. Кроме того, письменное заявление может быть направлено им по почте.

Лицу, прибывшему в таможенный орган с сообщением о преступлении, предлагается написать соответствующее заявление. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Заявление о явке с повинной (добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении) может быть сделано как в произвольной письменной форме, так и в устном виде. Принятое устное заявление заносится в протокол.

Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее не зарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия, одновременно оформляется рапортом либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с УПК РФ[2]. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Преступления, выявленные дознавателем в процессе предварительного расследования иного преступления или при производстве отдельных следственных действий, а также уполномоченным должностным лицом органа дознания в процессе своей служебной деятельности, оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления.

По сообщениям о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации, проверка проводится по поручению прокурора.

Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, письменное заявление о явке с повинной, рапорт должностного лица органа дознания об обнаружении признаков преступления, поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, должны быть оформлены в соответствии с УПК РФ и незамедлительно переданы на регистрацию в КУСП.

Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, если они не были приняты и (или) оформлены в порядке, установленном ст.ст. 141-143 УПК РФ, считаются полученными из иных источников. Такие сообщения принимаются, регистрируются и проверяются в порядке, установленном для рассмотрения и разрешения обращений граждан и юридических лиц и ведомственной инструкцией по делопроизводству.

При обнаружении признаков преступлений в ходе проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, должностное лицо, указанное в пунктах 7, 8 настоящей Инструкции[3], составляет рапорт.

При осуществлении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств, осуществляемой в соответствии Таможенного кодекса таможенного союза, данный факт не учитывается как сообщение о преступлении и регистрации в КУСП не подлежит.

Согласно части четвертой статьи 144 УПК РФ и пункту 15 Инструкции, всем заявителям при личном обращении в таможенные органы в обязательном порядке и незамедлительно должен быть выдан та­лон-уведомление, состоящий из двух частей - отрывного листка (выдается заявителю) и корешка ( остается у сотрудника). Отрывной листок и корешок талона-уведомления имеют одинаковый регистрационный номер. От­рывной талон содержит сведения о дате и должностном лице, принявшем сообщение. Корешок талона должен отражать номер регистрации по КУСП, краткое содержание сообщения, подпись сотрудника, принявшего заявление и подпись заявителя. Дата и время получения талона-уведомления проставляется заявителем на корешке талона собственноручно.

Талоны-корешки сдаются после заполнения в оперативно-дежурное подразделение таможенного органа.

Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности и должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в подразделении делопроизводства и хранятся в оперативно-дежурном подразделении таможенного органа в течение 1 года с момента выдачи талона-уведомления заявителю.

Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача заявителю уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

Вопрос 2.

Регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в КУСП №1 круглосуточно должностными лицами оперативно-дежурных подразделений таможенных органов независимо от территории оперативного обслуживания.

Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано незамедлительно передать полученное сообщение в оперативно-дежурное подразделение таможенного органа для регистрации в КУСП №1, ведущейся в том таможенном органе, в котором он проходит службу.

В случаях, когда в интересах полноты и качества расследования возникает необходимость в проведении незамедлительных действий по выявлению и фиксации следов преступления, регистрация такого сообщения о преступлении может производиться по месту его получения (выявления). Правомочное или уполномоченное должностное лицо таможенного органа, получившее указанное сообщение, обращается в ближайший таможенный орган, осуществляющий функции органа дознания, для регистрации полученного сообщения о преступлении.

Указанная выше регистрация сообщения о преступлении влечет за собой обязательную передачу зарегистрированного сообщения для проверки в порядке ст. 144, 145 УПК РФ в таможенный орган, в КУСП которого внесено указанное сообщение о преступлении.

Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления, в том числе составленного по результатам проверки сообщения о преступлении, жалоб и иных обращений граждан и организаций, осуществляется в порядке, установленном п. 21 Инструкции[4].

При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно, в течение 3 часов передать сообщение о преступлении для регистрации (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), сведения о таком сообщении могут быть внесены в КУСП №1 на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (почтовой, телефонной, телеграфной и другими средствами передачи информации).

При регистрации в оперативно-дежурном подразделении таможенных органов сообщений о преступлениях, полученных должностными лицами вне служебных помещений таможенных органов, в КУСП №1 обязательно указываются дата и время получения сообщения. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о преступлении, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью.

Сообщение о преступлении, поступившее в таможенный орган по подследственности, регистрируется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, о чем отправитель информируется письменно должностным лицом таможенного органа, производящим проверку поступившего сообщения.

В случаях поступления в порядке, предусмотренном пунктом 39 Инструкции[5], сообщения о преступлении из другого таможенного органа получатель обязан заполнить в своей части поступивший вместе с материалами талон-уведомление о передаче сообщения по территориальности и направить его в адрес таможенного органа, передавшего данное сообщение о преступлении.

Регистрации в КУСП N 1 подлежат сообщения о преступлениях, которые поступили из иных таможенных органов (независимо от ранее произведенной регистрации).

Поступившие по подследственности заверенные копии (выписки) протоколов судебных заседаний и протоколов следственных действий с внесенными в них сообщениями о других неучтенных преступлениях подлежат регистрации в том таможенном органе, в который они поступили для проверки.

При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в оперативно-дежурное подразделение таможенных органов, на документах, зарегистрированных в КУСП №1, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. Начальник дежурной части, начальник дежурной смены, помощник начальника отдела (отделения) - оперативный дежурный, помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного (далее - оперативный дежурный) вносит в оттиск штампа регистрационный номер записи в КУСП №1, дату регистрации, наименование таможенного органа, свои инициалы, фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.

Запрещается отражать в КУСП №1 ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом. Также запрещается вносить в КУСП №1 не предусмотренные Инструкцией записи.

Непринятие правомочным или уполномоченным должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения недопустимо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: