double arrow

Принципы системного подхода и их роль в системной психологической диагностике


ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Разрабатывая в течение многих лет теорию, методы и аппаратуру для комплексной психологической диагностики, мы постоянно сталкивались с двумя основными вопросами: что целесообразнее диагностировать? и как это делать лучше?

Представляя собой единство души (психики) и тела (сомы), человек является одновременно частью социума. Поэтому целостная диагностика человека предполагает сочетание психологической, соматической и социологической диагностики. Понимание этого отвечает на вопрос: «что следует диагностировать?», однако, лишь в очень общем плане. Для конкретизации необходим теоретический инструмент, позволяющий равномерно заполнять соответствующее информационное поле, т.е. подбирать частные объекты исследования таким образом, чтобы при целостной диагностике человека не оставалось существенных «белых пятен», а степень внимания к диагностике того или иного свойства соответствовала степени его важности.

Анализируя вопрос «как лучше диагностировать?», отметим, что в арсенале методов психологической диагностике и смежных с нею областях накопилось огромное количество методик. Это положительное явление имеет и отрицательные стороны. Во-первых, «межведомственная» дифференциация привела к чрезмерному расчленению диагностических методов и диагностической информации о целостном человеке. Во-вторых, практическому психологу, педагогу, врачу сложно ориентироваться в море диагностических методик (порою противоречивых) и полученных с их помощью результатов. Все это существенно осложняет как разработку единой теории человека и его деятельности, так и практическую работу с людьми, особенно психолого-педагогическую и управленческую. Поэтому необходим теоретический критерий оценки различных диагностических методик с целью их отбора и систематизации для решения проблемы комплексной (системной) психологической диагностики.




Под системной психологической диагностикой мы понимаем теорию и практику целостного психологического исследования на основе системного анализа и системного синтеза его психических свойств и функций. Теоретико-методологической основой системной диагностики человека явился системный подход, описанный в трудах Э.Г. Юдина (1978); А.И.Уемова (1978); В.П. Кузьмина (1980); Б.Г.Ананьева (1968); Б.Ф.Ломова (1984); В.А. Ганзена (1984); Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова (1994). И.В. Прангишвили (2001); В.Н. Спицнадель (2000) и др.

Системная психологическая диагностика предполагает достаточно полный учет методологических принципов системного подхода, а также использование всех основных компонентов системного подхода.







Сейчас читают про: