Примеры проявления законов физики в психологии
Законы физики | Психологические закономерности |
Закон относительности. Механическое движение относительно.Одно и то же движение в разных системах отсчета может выглядеть по- разному. | Из этого следует, во-первых, то, что психическое развитие (способностей, ПВК, знаний, умений, навыков и т.п.) относительно. О процессеих развития(или деградации) следует судить не по абсолютному уровню выраженности того или иного качества, а по разности (?) между точками этапов развития. Во-вторых, степень одаренности(профессионализма) следует выявлять путем сравнения уровня выраженности соответствующих качеств у оцениваемого индивида с аналогичными качествами других индивидов. Отсюда следует, что гениальность, одаренность, талант – понятия относительные. Гений одной социально-исторической эпохи может не являться таковым для другой эпохи и т.п. |
Закон инерции (первый закон Ньютона).Любое изолированное (не подвергающееся действию внешних сил) тело сохраняет свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. | Это значит, что для изменения психического состояния, психического процесса, психологического свойства личности, социальной ориентации, мировоззрения и т.д. необходимо внешнее или (и) внутреннее воздействие. Эффективность изменения пропорциональна эффективности преодоления инерции. Слишком резкое и сильное воздействие (особенно в противоположном направлении) приводит к психологическому взрыву (конфликту). |
Второй закон Ньютонапоказывает, что причиной изменения скорости тела является действие на него окружающих тел. | Это значит, что причиной изменения быстроты развития или деградации психических функций являются внешние или внутренние воздействия. Поэтому диагностическим показателем является не только сам факт изменения развития, но и быстрота этого процесса. |
Третий закон Ньютона:При взаимодействии двух тел силы, с которыми они действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. | Сила психологического воздействияна личность равна по модулю сумме качественного и количественного аспектов этого воздействия. Качественный аспект зависит от социальной и психологической значимости воздействий для данной личности. Количественный аспект – от количества и вектора воздействий. |
Угол падения равен углу отражения. | Направленность психической реакции личности на психическое воздействие зависит от того, под каким углом к плоскости потребностей личности осуществляется это воздействие. |
Согласно принципу физичности всякой системе присущи физические законы, имеющие всеобщий характер (Попович П.Р., Губинский А.И., Колесников Г.М., Савиных В.П., 1994). В системной диагностике учет принципа физичности особенно необходим при интерпретации результатов исследования. Ибо этот принцип предписывает причинно-следственные связи объектам любой природы. Действие законов физики в психических явлениях можно проиллюстрировать на примерах, приведенных в таблице 1.
|
|
|
|
Важную роль для понимания сущности системной диагностики человека играют постулаты принципа физичности.
Согласно постулату целостности сложная система должна рассматриваться как единое целое. Именно такой сложной и вместе с тем целостной системой является человек. Диагностика этой целостной системы должна носить системный характер, предполагающий возможность диагностики всего спектра свойств человека, а также рассмотрение изучаемого свойства в контексте других свойств целостной структуры человека.
Согласно постулату автономности система имеет пространственно-временную метрику и внутрисистемные законы сохранения, определяемые содержанием и устройством системы и не зависящие от внешней среды. Поэтому одинаковые внешние воздействия в том числе и в процессе психодиагностики обуславливают разные индивидуальные реакции, связанные с индивидуальными (автономными) особенностями испытуемых. Постулат автономности хорошо согласуется с известной формулой С.Л. Рубинштейна согласно которой любые внешние воздействия на человека осуществляются через его внутренние условия.