double arrow

Принцип физичности


Примеры проявления законов физики в психологии

Законы физики Психологические закономерности
Закон относительности. Механическое движение относительно.Одно и то же движение в разных системах отсчета может выглядеть по- разному. Из этого следует, во-первых, то, что психическое развитие (способностей, ПВК, знаний, умений, навыков и т.п.) относительно. О процессеих развития(или деградации) следует судить не по абсолютному уровню выраженности того или иного качества, а по разности (?) между точками этапов развития. Во-вторых, степень одаренности(профессионализма) следует выявлять путем сравнения уровня выраженности соответствующих качеств у оцениваемого индивида с аналогичными качествами других индивидов. Отсюда следует, что гениальность, одаренность, талант – понятия относительные. Гений одной социально-исторической эпохи может не являться таковым для другой эпохи и т.п.
Закон инерции (первый закон Ньютона).Любое изолированное (не подвергающееся действию внешних сил) тело сохраняет свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это значит, что для изменения психического состояния, психического процесса, психологического свойства личности, социальной ориентации, мировоззрения и т.д. необходимо внешнее или (и) внутреннее воздействие. Эффективность изменения пропорциональна эффективности преодоления инерции. Слишком резкое и сильное воздействие (особенно в противоположном направлении) приводит к психологическому взрыву (конфликту).
Второй закон Ньютонапоказывает, что причиной изменения скорости тела является действие на него окружающих тел. Это значит, что причиной изменения быстроты развития или деградации психических функций являются внешние или внутренние воздействия. Поэтому диагностическим показателем является не только сам факт изменения развития, но и быстрота этого процесса.
Третий закон Ньютона:При взаимодействии двух тел силы, с которыми они действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. Сила психологического воздействияна личность равна по модулю сумме качественного и количественного аспектов этого воздействия. Качественный аспект зависит от социальной и психологической значимости воздействий для данной личности. Количественный аспект – от количества и вектора воздействий.
Угол падения равен углу отражения. Направленность психической реакции личности на психическое воздействие зависит от того, под каким углом к плоскости потребностей личности осуществляется это воздействие.

Согласно принципу физичности всякой системе присущи физические законы, имеющие всеобщий характер (Попович П.Р., Губинский А.И., Колесников Г.М., Савиных В.П., 1994). В системной диагностике учет принципа физичности особенно необходим при интерпретации результатов исследования. Ибо этот принцип предписывает причинно-следственные связи объектам любой природы. Действие законов физики в психических явлениях можно проиллюстрировать на примерах, приведенных в таблице 1.






Важную роль для понимания сущности системной диагностики человека играют постулаты принципа физичности.

Согласно постулату целостности сложная система должна рассматриваться как единое целое. Именно такой сложной и вместе с тем целостной системой является человек. Диагностика этой целостной системы должна носить системный характер, предполагающий возможность диагностики всего спектра свойств человека, а также рассмотрение изучаемого свойства в контексте других свойств целостной структуры человека.

Согласно постулату автономности система имеет пространственно-временную метрику и внутрисистемные законы сохранения, определяемые содержанием и устройством системы и не зависящие от внешней среды. Поэтому одинаковые внешние воздействия в том числе и в процессе психодиагностики обуславливают разные индивидуальные реакции, связанные с индивидуальными (автономными) особенностями испытуемых. Постулат автономности хорошо согласуется с известной формулой С.Л. Рубинштейна согласно которой любые внешние воздействия на человека осуществляются через его внутренние условия.







Сейчас читают про: