double arrow

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ


В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В отечественной педагогической литературе в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К.Бабанского, П.М. Эрдиева, В.П.Беспалько, М.В.Кларина, Б.Т.Лихачева, Г.И.Щукиной, Г.К.Селевко и др.

В.П.Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Б.Т.Лихачев считает, что педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

По М.В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения (М. В. Кларин). Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».




Г. К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

· научный: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

· процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

· процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

При всем многообразии педагогических технологий существуют два пути их проявления. В одних случаях технологии возникают из теории (В.П.Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В.Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, В.В. Шейман и др.).

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г. К. Селевко):

1. Общепедагогический (общедидактический) уровень. Общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, образовательном учреждении, на определенной ступени обучения.



2. Частнометодический (предметный) уровень. Термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3. Локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей педагогического процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:

· концептуальная основа;

· содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные); содержание учебного материала;



· процессуальная часть – технологический процесс: организацию педагогического процесса; методы и формы учебной деятельности обучающихся; методы и формы работы педагога; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностику педагогического процесса.

В обучении выступают два субъекта – педагог и обучающийся. Всякое обучение начинается с постановки обучающим цели для учащегося и принятия последним этой цели. Постановка цели может осуществляться по-разному. Первоначально она преимущественно состоит в привлечении внимания и предложении послушать, посмотреть и т.д. Впоследствии постановка цели усложняется в виде заданий разного типа, постановки вопросов, задач практического и познавательного характера вплоть до творческих. Педагог воздействует на учащегося педагогически отработанным учебным материалом и другими способами и средствами. Тем самым он вызывает взаимодействие ученика с содержанием учебного материала.







Сейчас читают про: