Тема 9. Инновационные образовательные процессы
Тема 8. Современные модели организации обучения
Тема 7. Методы и средства обучения
Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Методы учения и преподавания. Классификации методов обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский и др.). Возможности использования методов обучения в формировании и развитии личности.
Критерии выбора методов обучения. Современные методы обучения.
Средства обучения. Различные классификации средств обучения. Функции средств обучения: формирующая, познавательная, дидактическая. Критерии выбора средств обучения. Требования, предъявляемые к средствам обучения. Условия эффективного применения средств обучения.
(Организационные формы)
Основные модели образования: традиционная (поддерживающая), рационалистическая, феноменологическая, неинституциональная.
Понятие «организационные формы обучения». Становление и совершенствование организационных форм обучения. Индивидуальное обучение. Индивидуально-групповая форма организации обучения. Классно-урочная система обучения (Я.А. Коменский). Белл-ланкастерская система взаимного обучения (А. Белл, Дж. Ланкастер). Маннгеймская система обучения (И. Зиккенгер). Система индивидуализированного обучения – Дальтон-план (Е. Паркхерст). Проектная система обучения. План Трампа.
|
|
Классификация организационных форм обучения. Урок как оснавная форма обучения. Организационные формы уроков.
Дополнительные формы организации обучения.
Типология и многообразие образовательных учреждений. Классификация образовательных учреждений по организационно-правовым нормам и по типам.
Понятие инноваций в образовании. Типы педагогических инноваций.
Критерии оценки педагогических инноваций: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность применения в массовом опыте.
Содержание понятия «авторская школа». Особенности авторской школы – наличие ведущей философско-педагогической, психолого-педагогической, организационно-управленческой концепции. Классификация авторских школ.
Технологический подход в мировой культуре. Причины появления технологического подхода в образовании. Генезис понятия «педагогические технологии» и его современное состояние. Педагогические технологии (подходы к определению): процессуальный, инструментальный, личностный, системный. Назначение, свойства и структура современных педагогических технологий. Основные подходы в классификации педагогических технологий. Технология и методика. Развитие педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях.