План
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Лекция 4. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Общественные цели образования, трансформируясь в педагогические цели, определяют общую стратегию педагогического процесса и материализуются в учебных планах, программах, учебниках, методических рекомендациях и других учебно-наглядных пособиях для учителей и учащихся.
Педагогические цели, налагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи.
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.
|
|
Цель – познакомить с общими подходами к конструированию педагогического процесса и педагогических задач; рассмотреть состав и содержание компонентов технологии конструирования педагогического процесса.
1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.
2. Анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.
3. Прогнозирование педагогического процесса.
4. Проектирование педагогического процесса.
5. Планирование педагогического процесса.
6. Основные выводы.
Основные понятия: анализ, прогноз, проект, проектирование, прогнозирование, планирование.
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и обучающихся.
Для любого педагога проектирование является функцией не менее значимой, чем организаторская, коммуникативная или гностическая (поиск содержания, методов и взаимодействия с обучающимися.
Любое проектирование предполагает решение целого ряда организационных задач, стратегию собственно проектировочной деятельности, перестройки структуры деятельности педагога и его ближайшего окружения.
В педагогической науке проектирование исследуется как отрасль социального проектирования, имеющая специфические цели и содержание.
В литературе содержится большое количество определений понятия «проектирование».
Одним из наиболее распространенных является следующее: проектирование – это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. В наиболее общем смысле проектирование понимают как концептуальную, информационную подготовку человеком желаемого изменения.
|
|
Исходя из этих определений, проектирование в целом можно обозначить как целенаправленную рациональную деятельность человека, целью которой является моделирование представлений о будущей (производственной или непроизводственной) деятельности, предназначенной для удовлетворения социальных потребностей, о конечном результате такой деятельности, а также о последствиях создания и функционирования ее продукта.
Субъектом педагогического проектирования является педагог; объектом – педагогические системы, процессы и их компоненты, а также педагогические ситуации; целью – решение педагогических задач; результатом – проект педагогического объекта.
Технология конструирования педагогического процесса – главное условие его успешного протекания. Это один из этапов решения педагогической задачи, на котором можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, относительно независимо направленные на конструирование содержания, средств и программ своих действий и действий учащихся.
Конструктивными действиями педагога при этом являются:
· моделирование системы педагогических целей и задач;
· моделирование содержания педагогического взаимодействия на уроке, во внеклассной работе и т.д.;
· моделирование педагогической деятельности;
· моделирование деятельности учащихся;
· отбор и композиция содержания, педагогических технологий, других педагогических средств;
· проектирование педагогической диагностики.
В.А. Сластенин считает, что структуру педагогической деятельности вообще, а не только конструктивного компонента составляют четыре ведущие группы умений:
1. Диагностические умения – умения изучать состояние развития учащихся, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия.
2. Умения ставить педагогические цели и задачи – умения предполагать результат организуемого взаимодействия.
3. Умения отбирать систему педагогических средств – владение различными педагогическими средствами, умения компоновать педагогические средства для реализации поставленных целей и задач.
4. Рефлексивные умения – умения организовывать рефлексивную деятельность, свою и учащихся.
Компоненты технологии конструирования педагогического процесса представлены в табл.3.
Таблица 3