double arrow

Характеристика технологий обучения

Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.

До недавнего времени в педагогической теории и практике использовали понятие «методика»:

1. Наука о методах и приемах преподавания учебного предмета;

2. Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса;

3. Частная дидактика.

Сегодня наряду с этим понятием достаточно распространенным является понятие «педагогическая технология» и связанные с ней дидактические аспекты. Разработка педагогических технологий с 50 – 60 годов 20 века была связана прежде всего с внедрением в образовательный процесс различных технических средств обучения и информационных технологий (technology in education – технология в обучении). В 70-80-е годы 20 века появилось новое понимание сущности педагогической технологии, связанное с подходом к ней как к способу управления педагогическим процессом и системного его построения (technology of education – технология обучения).

Окончательное прояснение сущности педагогической технологии заняло период с середины - до конца 80-х - нач. 90-х годов 20 века. В отечественной педагогике научные проблемы, связанные с педагогическими технологиями активно разрабатываются с конца 80-х годов 20 века. В настоящее время в педагогической теории раскрыты сущность технологии, ее признаки или критерии, структура, разработаны классификации, изучены конкретные педагогические технологии.

В современной педагогической практике используются технологии обучения (например, полного усвоения), технологии воспитания (например, технология КТД), технологии общения (например, постерная технология), игровая технология (например, технология ролевой игры), технология целеполагания, технология оценивания и др.

Педагогическая технология представляет собой способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, шагов, операций, неукоснительное соблюдение которых ведет гарантированно к ожидаемому результату в образовательном процессе.

В педагогической теории встречаем несколько определений понятия «педагогическая технология». Его неоднозначное толкование связано с различными подходами к определению сущности данного явления.

Можно выделить несколько та­ких подходов:

1) процессуальный - педагогическая технология рассматривается как способ построения педагогического процесса в определенной последователь­ности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диаг­ностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях об­разовательного процесса,

2) инструментальный - как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания,

3) личностный - как компонент педагогического мастерства учителя: умение проектировать и осуществлять педагогический процесс в определен ной последовательности действий, процедур,

4) системный - как целостный образовательный процесс в учебном за­ведении: совокупность цели, содержания, средств и методов обучения и вос­питания (адекватно понятию «педагогическая система»).

На наш взгляд, процессуальный подход наиболее точно отражает сущ­ность данного феномена и распространяется на технологии разного уровня (от педагогических технологий, позволяющих выстроить целостный педаго­гический процесс, до тех, которые характеризуют системный способ постро­ения отдельных элементов этого процесса: например, технология целеполагания).

Признаки или критерии технологии:

· концептуальность (наличие педагогической концепции, научно обосновавшей технологию);

· воспризводимость (возможность воспроизведения, применения, повторения другими учителями);

· эффективность (гарантированное достижение результата);

· системность (взаимосвязанность всех элементов);

· управляемость (возможность управлять учебным процессом на основе целеполагания, планирования, проектирования, поэтапной диагностики и т.д.);

· результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным целям, что требует постановки диагностичных целей и разработки соответствующих способов диагностики результатов и достижений).

В структуру педагогической технологии входят ее составляющие:

- концептуальная основа;

- содержательная часть обучения;

- процессуальная часть (собственно технологический процесс).

1. С точки зрения преобладающих педагогических целевых установок и применяемых методов обучения условно можно выделить 3 группы техноло­гий:

а) ценностно-ориентирующие - направленные прежде всего на развитие самосознания личности, ее экзистенциальное самоопределение, которые используются, в основном, в гуманитарном образовании (литература, граждановедение, психология). К ним относятся: тренинг, дискуссия.

б) Адаптивные технологии, цель которых - «приспособление» обучения к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам ребенка, раз­витие данных свойств, создание психологически комфортных условий, обес­печивающих самоутверждение и самореализацию ученика в учебной дея­тельности.

К ним относятся: технологии индивидуализации и дифференциации обучения, технология разноуровнего обучения, полного усвоения, технология коллективного взаимообучения, технологии адаптивного обучения Границкой А.С. и др.

в) Технологии развивающего обучения - направленные на общее разви­тие учащихся и интеллектуальное как его основы. К таким технологиям относятся: технология обучения по системе Занкова Л.В., технология по системе обучения Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б., технология ТРИЗ (Альтшуллер Г.С. и др.), технология проблемного обучения ( Лернер И.Я., Кудрявцев Т.В., Махмутов М.И., Оконь В.) и др.

2. По уровню применения выделяют технологии: общепедагогические, частнометодические (предметные), локальные (модульные).

3По философской основе различают: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и теологические, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенционалистские, свободного воспитания и императивные технологии и др.

4. По научной концепции технологии классифицируют в следующем виде: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие.

5. По характеру содержания и структуреназывают технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, монотехнологии, политехнологии (комплексные) и др.

Таким образом, существующие классификации педагогическихтехнологий отражают их многообразие и многоаспектность на основе различных подходов к определению сущности педагогической технологии.

Литература

1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л.., Зусман А.В. Поиск новых идей: от озарения к технологии. – Кишинев, 1989.

2. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. – М.. 1991.

3. Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М, 1996.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.

7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989.

8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М., 1977.

9. Эллис.А., Фоутс Дж. Педагогические инновации. – М., 1993.

10. Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Уч. пос. /Под ред. Никитиной Н.Н. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 104 с.

11. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе/Под ред. Т.И.Шамовой, П.И.Третькова. – М.-Тюмень, 1994.

12. Третьяков П.Н., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., 1997.

13. Шевченко С.Д. Школьный урок: научить каждого. –М., 1991.


Сейчас читают про: