Учителя в решении педагогических задач

ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И МАСТЕРСТВА

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Способы решения педагогических задач заключаются в следующем:

1. организации всего времени, отводимого на педагогический процесс;

2. организации учебно-воспитательной информации, адресуемой учащимся в течение всего цикла обучения, года, месяца;

3. организации преемственности и последовательности всех педагогических воздействий, которые обеспечивали бы самодвижение ученика к вершинам профессионализма;

4. переводе ученика из объекта педагогического воздействия в субъект творческого общения, познания и труда;

5. формировании у учащихся потребности в новых знаниях, интересах, выявление способностей, поиске в них сильных сторон, обеспечивающих продуктивное саморазвитие.

Решение педагогических задач во многом зависит от профессионализма учителя. Поэтому успешность его деятельности напрямую связана с профессиональным ростом. Здесь выделяют четыре основные уровня: педагогическую умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и новаторство.

Педагогическая умелость – уровень профессионализма, который характеризуется обстоятельным знанием своего учебного предмета, хорошим владением психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также обладанием развитыми профессионально-личностными качествами.

Педагогическое мастерство – доведенная до высокой степени совершенства педагогическая умелость, которая проявляется в особой «отшлифованности» методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность обучения и воспитания учащихся.

Педагогическое творчество учителя выражается во внесении в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических усовершенствований и отдельных инноваций, в рационализации методов и приемов обучения и воспитания без какого-либо существенного изменения педагогического процесса.

Педагогическое новаторство – включает в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процесс обучения, воспитания, благодаря чему обеспечивается высокое качество последних. Образцы педагогического новаторства реализованы в творчестве таких педагогов, как В.Ф.Шаталов, который добился высокого качества обучения путем применения методики изложения материала укрупненными блоками и системы «опорных сигналов»; И.П.Волков, разработавший методику творческих заданий для развития способностей учащихся в процессе организации их разнообразной деятельности, во внеурочное время; Е.Н.Ильин, обративший внимание на усиление нравственного аспекта при изучении литературы; Ш.А.Амонашвили, реализовавший принцип гуманного отношения к ребенку.

Уровень педагогического профессионализма и мастерства определяется способами решения педагогической задачи, а также тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление собственной деятельности. Педагог лучше справляется с решением профессиональных задач, если он опирается на сильные стороны своей личности, в том числе мышления.

Педагогическое мышление учителя проявляется прежде всего в анализе информации, относящейся к решению задачи, т.е. ее условий, средств и способов решения. Квалифицированный отбор необходимой и достаточной информации – одно из условий, определяющих успех решения педагогических задач.

Причиной непрофессионального, интуитивного решения педагогических задач является несформированность готовности учителя к ее квалифицированному теоретическому решению.

Успех в педагогической деятельности, по мнению Н.В.Кузьминой, зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. Это возможно в случае, если педагог отдает себе отчет в конечных результатах своей деятельности. В противном случае все задачи решаются как отдельные, не связанные между собой.

Высокий профессионализм решения педагогических задач разного класса и уровня сложности основывается на знании психологии детей и законов коллективной жизни, учете возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. С другой стороны, начинающий и неопытный педагог, как правило, при решении педагогической задачи намечает много вариантов, т.е. способов решения. Педагог же продуктивной деятельности, мастер при решении педагогической задачи не перебирает готовые варианты, а намечает реальную программу действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий.

Решение педагогических задач во многом зависит от того, какого уровня профессионализма достиг учитель. Поэтому наиболее успешны в этом учителя-новаторы, умело сочетающие в своей деятельности педагогическое мастерство и педагогическое творчество.

Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса – педагогов и воспитанников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: