Диагностика дает всесторонние знания как об отдельной личности, так и об особенностях класса (коллектива), о конкретной педагогической ситуации, которую предстоит решить. Все эти аналитические данные и входят в основу педагогического диагноза. Педагогический анализ является необходимой предпосылкой следующего этапа конструирования образовательного процесса – прогнозирования.
Педагогическое прогнозирование – это процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, их знания, отношения и т.п. (Сластенин, Исаев, Мищенко).
Педагогическое прогнозирование тесно связано с педагогическим целеполаганием, так как открывает возможности обоснованного диагностического задания целей.
Диагностичность является общим требованием к разработке целей и задач педагогического процесса. Она означает вполне определенное, однозначное описание целей, способов их выполнения, измерения и оценки.
Выделяют два вида прогнозирования – поисковое и нормативное, которые при конструировании педагогического процесса теснейшим образом связаны.
Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий.
Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.
Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, анализ и сравнение которых в актах мышления осуществляет педагог.
Прогнозирование тесно связано с целеполаганием. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения – это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов.
Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку различают стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.
Как результат научно обоснованного прогнозирования, педагогическая задача синтезирует следующие стороны деятельности педагога и школьника: содержательную, мотивационную, операциональную.
Выделяют следующие методы педагогического прогнозирования:
1. Моделирование – построение модели как целостной конструкции, отражающей систему взаимосвязей реального педагогического явления.
2. Выдвижение гипотез – выдвижение предположения, ряда положений, основанных на анализе реальной ситуации.
3. Мысленный эксперимент – мысленное построение схемы реализации эксперимента, его предполагаемые этапы и результаты в специально созданной ситуации.
4. Экстраполяция – перенос решения определенной педагогической задачи в измененные условия с целью определения новых путей ее решения.
Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя, лишь затем для учащихся и включает их в ее решение. Квалифицированно проведенные педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса.