Типы уроков выделяют на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса учащихся: обобщения, повторения, формирования новых знаний и умений, проверки знаний и умений, вводный урок, урок усвоения новых знаний и умений, урок повторения и закрепления знаний и умений, урок обобщения и систематизации, урок контроля и проверки, комбинированный урок (смешанный), интегративный урок). В современном обучении уроки изучения нового материала доминируют.
Структура современного урока достаточна подвижна. Каждый урок имеет свою внутреннюю логику, которая определяется целью урока. Основными этапами внутренней логики урока являются: предъявление новой информации; прямое или вариативное применение учащимися этой информации; самостоятельное творческое решение учащимися проблем, построенных на основе усвоенных знаний и умений.
На всех этапах урока обязательным является организация эмоционального воздействия на учащихся – посредством содержания обучения – личностных проявлений учителя, которые направляли бы отношения учащихся на программируемые ценности процесса обучения.
|
|
Значимым признаком технологии урока является актуализация прежде изученного содержания (включение старого содержания в контекст нового, задания на воспроизведение изученного с разной степенью преобразования).
Новое знание в технологии современного урока может быть предложено в виде рассказа учителя, его беседы с классом, демонстрация способа деятельности, разрешение познавательных проблемных ситуаций. Исходя из способов организации нового знания уроки разделяются на объяснительно-иллюстративные и проблемные.
Непременным технологическим элементом урока является закрепление основных идей или действий (умений), предусмотренных содержанием урока.
Важным технологическим элементом современного урока является систематический контроль учителя за качеством усвоения знаний, уровнем освоения познавательных и практических умений и навыков учащихся.
Технологически урок требует наличие у учащихся единого учебника, учебных и наглядных пособий, общих для всех учащихся домашних заданий.
Урок имеет фиксированные временные рамки. Жесткий лимит времени строго регламентирует объем учебного содержания на уроке, количество учебных заданий и длительность самостоятельной работы учащихся.
При традиционной «урочной технологии школьники изучают в течение дня от четырех до шести разных предметов, информация дробится на мелкие порции. Выполняя домашнюю работу, школьники готовятся к урокам на следующий день нередко уже по другим предметам – так установлено расписанием. Психологические исследования доказывают, что такая организация восприятия и запоминания информации неэффективна, является одной из главных причин низкой успеваемости учащихся, перегрузки и потери интереса к учебе.
|
|
Огромный поток информации, захлеснувший современного человека, поставил вопрос об использовании преподавателями в процессе обучения современным дидактическим теориям развивающих и личностно-ориентированных технологий овладения информацией. Среди таких технологий все более широкое применение находит технология концентрированного обучения.