ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Завершающим этапом, логическим итогом конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности и мастерства педагога.
Рассмотрим общие подходы к планированию педагогической деятельности.
1. Планирование должно строиться на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей согласованной деятельности педагогов и учащихся, их взаимодействия и строго отвечать тем образовательным задачам, которые стоят перед коллективом. Задачи обучения и воспитания – основные исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного коллектива.
2. При планировании учитываются данные педагогической диагностики об уровне развития коллектива и готовности учащихся к коллективной творческой деятельности, об уровне обученности и подготовленности к восприятию новой информации, общем развитии и воспитанности учащихся.
|
|
3. В планах должны найти свое отражение интересы и потребности учащихся и должна быть предусмотрена их соотнесение с общественными интересами.
4. Научно обоснованное планирование предполагает продуманное соотнесение планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом.
Содержание планов учебно-воспитательной работы зависит от состояния учебно-материальной базы школы, возможностей сотрудничества с другими образовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными учреждениями.
Цель является систематизирующим элементом в педагогической деятельности. Исследователи под задачей обычно подразумевают частные цели (или подцели) в конкретной ситуации. Для достижения общей цели в конкретных условиях и ситуациях приходится решать несколько частных задач на технологических уровнях как шаги к общей цели.
Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом и социально-психологическом (эмоциональном, коммуникативном и т.п.) оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.
Прогнозирование тесно связано с целеполаганием. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения – это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов.
Как результат научно обоснованного прогнозирования, педагогическая задача синтезирует следующие стороны деятельности педагога и школьника: содержательную, мотивационную, операциональную.
|
|
Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, анализ и сравнение которых в актах мышления осуществляет педагог.
Достижение целей обучения обеспечивается отбором учебного материала и дидактическими процессами, способствующими переводу его в знания, умения и личностные качества обучающихся. Постановка и решение дидактической задачи является первой составляющей (условно) педагогической системы.
Цель – познакомить студентов возможностью и целесообразностью применения объяснительно-репродуктивных и эвристических технологий обучения в современном уроке.