Объяснительно-репродуктивные технологии обучения

План

1. Объяснительно-репродуктивные технологии обучения.

2. Особенности технологии современного урока.

3. Технология концентрированного обучения.

4. Технология «опорного конспекта».

5. Эвристические технологии обучения.

6. Технология проекта.

7. Основные выводы.

Основные понятия: концентрированное обучение, эвристические технологии обучения, технологии обучения объяснительно-репродуктивные.

Технологиями «готового знания» или технологией «традиционного обучения» являются, по существу, объяснительно-репродуктивные технологии. У истоков этих технологий стояли Я.А.Коменский, Дж. Локк, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег, К.Д.Ушинский. В основе объяснительно-репродуктивной технологии лежит теоретическая концепция, объясняющая природу усвоения нового знания как процесса перехода от конкретных представлений к понятиям, а от понятий – к умениям и навыкам. Такая технология всегда предметно ориентирована, так как применяется для усвоения базового содержания по определенному предмету.

Основными признаками объяснительно-репродуктивной технологии являются:

1. Подробно разработанная программа по предмету. Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к духовности, нравственности. Традиционная система остается единообразной, невариативной. Планирование содержания обучения – централизованно. Базисные учебные планы основываются на единые для всей страны стандарты. Учебные дисциплины (основы наук) представляют собой «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться обучающемуся. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.

2. Строгая последовательность «шагов» (порций, единиц содержания).

3. Одновозрастные стабильные группы учащихся.

4. Усвоение содержания организовано в определенной логической схеме: восприятие нового материала (в деятельности, совместной с учителем); первичное повторение, «закрепление» (в деятельности, совместной с учителем); домашняя работа над новым содержанием (в своем темпе); фронтальное (вторичное) повторение (под руководством учителя).

5. Методы усвоения знаний основываются на сообщении готовых знаний, обучении по образцу, индуктивной логике изложения (от частного к общему), механистической памяти, вербальном изложении, репродуктивном изложении.

6. Контроль и оценка всей познавательной деятельности учащихся учителем. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам. Требования к оцениванию: индивидуальность контроля, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Технология «готового знания» реализуется на уроке в его объяснительно-репродуктивных атрибутах (традиционное обучение), а также на уроках с применением проблемного изложения или частично-поисковых методов в форме так называемого «концентрированного обучения» или «погружения» (П.П.Блонский, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: