Особенности организации педагогического контроля

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В МОДУЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

В соответствие с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами при разработке модулей производится

· разделение содержания каждой темы курса на компоненты; определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения;

· согласование их во времени;

· интеграция в едином комплексе.

Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и умений, практических действий, необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса.

Обычно семестровый курс делят на 10-12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд тем, по которым проводят коллоквиумы. В лучших зарубежных вузах модульное деление строится на основе строгого системного анализа понятийного аппарата дисциплины, что дает возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал, избегать повторений внутри курса и в смежных дисциплинах, сократить объем курса на 30 % и более.

Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. В результате предварительного контроля студент имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Внутри одного курса завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля служит предварительным контролем для следующего.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстрированных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы.

Каждый обучающийся переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля в автономном режиме.

В структуре модуля должны быть заложены постоянная, базовая компонента и вариативная часть.

Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины: явления, закон, понятия и т.д. Вариативность зависит как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки.

Для оценки знаний при модульном обучении используется рейтинговая система оценки знаний. Рейтинг обученности студента – это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека; сумма баллов, набранная студентом в течении некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Фиксированные точки, этапы обучения определяют вид контроля и, как следствие – вид рейтинга. По этапу контроля предусматривают следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель студента – набрать максимальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно именно здесь. Текущий контроль дает до 30–35 % общей максимальной оценки в баллах, промежуточный (рубежный) – 20–25 %, практические занятия и курсовая работа – до 25 %. Доля баллов, полученных на экзамене, обычно не превышает 20 % от общей оценки учебного труда студента. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.

По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный.

Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний студентов в начале цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений.

Технический рейтинг складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах, служит для проверки технических умений и навыков студентов при решении типовых стандартных задач.

Теоретический рейтинг набирается на коллоквиумах, проводимых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала. Набрать баллы теоретического уровня могут те студенты, которые имеют минимум баллов по техническому рейтингу.

Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала студента, его умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для приобретения навыков в решении нестандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профилем будущей специальности. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются студенты, суммарный рейтинг которых позволяет им претендовать на хорошую и отличную оценку.

Шкала рейтинговых оценок известна и преподавателю и студенту. В результате у студента возникает желание готовить себя к профессиональной работе творчески, с большей интеллектуальной самоотдачей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: