Дальнейшее развитие института П в РИ как органа надзора
Период становления института П в РИ.
Дореволюционный период.
III. I Учреждение прокуратуры в России
Роль директив ГП РФ в деятельности органов прокуратуры РФ
Правовые основы деятельности прокуратуры на современном этапе
Учреждение прокуратуры в России
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОКУРАТУРЕ
Тема 3 УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ.
1. Периоды и Этапы:
а) Дореволюционный период:
1) 1722 – 1775 – становление института П в РИ;
2) 1775 - 1864 – дальнейшее развитие института П в РИ как органа надзора;
3) 1864 – 1917 – прокуратура после реформы 1864.
б) Советский период:
4) 1917 - 1922 - упразднение института П;
5) 1922 – 1936 – становление и развитие прокуратура РСФСР;
6) 1936 – 1992 – становление и развитие прокуратуры СССР как централизованной системы органов государственной власти;
в) Российский период:
7) 1992 - наши дни – становление и развитие прокуратуры РФ.
Прообразом прокуратуры РИ послужила прокуратура Франции.
Учреждение прокуратуры в РИ связывают с изданием трех Указов Петра:
|
|
Ø Указ от 12.01.1722
Ø Указ от 18.01.1722
Ø Указ от 27 апреля 1722 «О должности Генерал-прокурора»
Значение:
1. Данные указы учреждали прокуратуру как государственно-правовой институт;
2. определяли круг должностных лиц, относящихся к прокурорским работникам (Генерал-прокурор при Сенате, Обер-прокурор в Сенате, прокуроры в коллегиях, прокуроры в надворных судах);
3. определяли основные обязанности прокуратуры:
Ø осуществлять императорский надзор за деятельностью Сената, коллегий и судебных органов;
Ø информировать императора о выявленных нарушениях в делах государственных;
Ø реагировать на нарушение закона путем принесения протеста (впервые была закреплена такая форма прокурорского реагирования);
Ø при обнаружении пробелов в законодательстве вносить законодательные предложения.
Анализ возложенных на должностных лиц прокуратуры обязанностей позволяет сделать вывод о том, что прокуратура в РИ зародилась как органа императорского надзора за исполнением законов (указов, узаконений, учреждений и уставов).
Первым Генерал- прокурором РИ был Павел Иванович Ягужинский, который занял эту должность в 39 лет.
Дальнейшее развитие прокуратуры как органа надзора связано с принятием Екатериной II «Учреждения о губерниях» от 07.11.1775
В состав органов прокуратуры вводились такие должности, как губернский прокурор, губернский стряпчих по уголовным делам и губернский стряпчий по казенным делам.
Основными функциями губернского прокурора были:
Ø сохранение «целостности власти, установлений и интересов императорского величества», т.е. губернский прокурор являлся представителем центральной власти на местах и обязан был следить за реализацией установлений императрицы;
|
|
Ø наделялся правом вести надзор за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе и судов;
Ø обязан был доводить до сведения указанных органов содержание вновь принятых законов;
Ø в судах прокурор призван был охранять интересы «лиц беспомощных» (глухонемые, слепые, несовершеннолетние и т.п.);
Ø прокурор осуществлял надзор за законностью содержания лиц под стражей;
Основной особенностью реализации надзорных полномочий было то, что сам прокурор не мог устранить выявленные нарушения, а должен был докладывать о них Генералу –прокурору или же органу, правомочному устранить указанные нарушения.
В 1802 году с созданием Министерства юстиции министр юстиции одновременно стал занимать должность Генерал-прокурора, а губернские прокуроры стали входить в состав органов юстиции на местах.
Анализ возложенных на прокурора полномочий позволяет сделать вывод о том, что в 1775-1864 прокуратура РИ окончательно оформилась как орган надзора.
Судебная реформа 1864 внесла радикальные изменения в правовой статус российской прокуратуры.
Основным документами, определяющим правовое положение прокуратуры были:
«Учреждение судебных установлений» от 29.11.1864,