Период 1922-1936 становления прокуратуры РСФСР

Период 1917-1922

Советский период

Устав уголовного судопроизводства,

Устав гражданского судопроизводства

Первый документ определял:

1. Структуру и состав органов прокуратуры. Прокуратуру возглавлял Министр Юстиции, одновременно замещающий должность Генерал-прокурора, ему подчинялись обер-прокуроры и их товарищи при Сенате (осуществлял судебные функции, например, через кассационный департамент), прокуроры и их товарищи при судебных палатах и окружных судах.

2. Устанавливал дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на прокурорские должности («О лицах прокурорского надзора»), в частности стаж юридической работы – 4 (товарищ прокурора окружного суда), 6 (прокурор окружного суда, товарищ прокурора судебной палаты), 8 (прокурор судебной палаты) и 12 (обер-прокурор Сената).

Устав уголовного судопроизводства устанавливал, что:

1. Основной функцией прокурора в уголовном судопроизводстве выступает уголовное преследование. Содержание данной функции выражалось:

Ø В праве и обязанности прокурора на ВУД. Основная масса дел возбуждалась прокурорами окружных судов, прокуроры судебных палат возбуждали уголовные дела лишь по незначительным составам (государственные преступления).

Ø Прокурор составлял обвинительный акт по материалам уголовного дела.

Ø В обязанности прокурора поддержания обвинения. В первой инстанции по уголовным делам прокурор выступал в качестве стороны государственного обвинения.

2. прокурор такж е осуществлял надзор за органами предварительного следствия и полицейского дознания, а также надзор по арестантским делам (ст.278-287 УУС).

В таком виде институт прокуратуры просуществовал до 1917.

Декретом СНК от 24.11.1917 «О суде» институт прокуратуры был упразднен

28 мая 1922 года третья сессия ВЦИК IX созыва утверждает Положение «О прокурорском надзоре»

Согласно положению прокуратура РСФСР входила в состав НКЮ на правах отдела и являлась органом осуществления надзора за соблюдением законности.

Основные функции прокуратуры заключались в:

1. осуществлении надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц;

2. осуществление надзора за деятельностью следственных органов, а также органов ГПУ;

3. поддержание обвинения в суде;

4. наблюдение за законностью содержания заключенных под стражу.

Предварительным расследованием преступлений занималась следственная часть, входящая в подотдел государственного обвинения отдела прокуратуры РСФСР при НКЮ.

Таким образом, советская модель прокуратуры предполагала осуществление двух функций: надзор за законностью и уголовного преследования.

Образование СССР в 1922 вызвало необходимость создания единой союзной прокуратуры.

Первая Конституция СССР 1923 года учреждала должность Прокурора ВС СССР.

Положение О ВС СССР и Прокуроре ВС СССР 1929 закрепляла за Прокурором при ВС СССР обязанность по руководству деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществление надзора за законностью деятельности ОГПУ. Формально подчиняясь прокурору ВС СССР, фактически республиканские прокуратуры, включая прокуратуру РСФСР, были независимы, и входили в состав республиканских НКЮ.

Следующий этап развития органов прокуратуры (1936-1992) связан с принятием Конституции 1936 г., разработанным на ее основе и утвержденным Президиумом Верховного Совета Положением о прокурорском надзоре в СССР 1955.

Историческое значение данного этапа заключается в образовании единой самостоятельной централизованной система органов прокуратуры под руководством Генерального прокурора СССР.

Положение 1955 года состояло из шести глав. Первая –содержала общие положения, раскрывающие понятия осуществляемого прокуратурой надзора за исполнением законов, его задачи, основные направления деятельности, принципы организации и деятельности прокуратуры. Главы со второй по пятую посвящались отдельным отраслям ПН

Положение закрепляло следующие отрасли надзора:

Ø за исполнением законов учреждениями, организациями, должностными органами и гражданами СССР;

Ø за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия;

Ø за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов;

Ø за соблюдением законности в местах лишения свободы.

Содержание шестой главы определяло структуру органов прокуратуры, порядок назначения и прохождения службы работников прокуратуры.

Формирование советской самостоятельной централизованной системы органов прокуратуры окончательно завершилось в 1979 с принятием Закона о СССР о прокуратуре.

Закон состоял из 4 разделов: 1)общие положения; 2) система органов прокуратуры и их организация; 3) прокурорский надзор; 4) иные вопросы организации и деятельности прокуратуры.

Закон закреплял четыре отрасли ПН:

Ø общий надзор;

Ø надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

Ø надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

Ø надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний, и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: