Григорий Померанц и
Понятие, содержание, предмет предпринимательского права
Российское предпринимательское право – это совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские хозяйственные отношения и тесно связанные с ними иные отношения, регулируемые гражданским, финансовым, административным, уголовным правом в целях обеспечения интересов государства и общества.
Например, финансовое право регулирует общественные отношения по распределению и перераспределению денежных средств, фондов, дает понятие бюджета, но на основании принципа власти-подчинения.
В предпринимательском праве соединяются императивные и диспозитивные принципы.
Первоначальные задатки предпринимательства связаны с появлением рыночных отношений в 17 веке.
I этап – начало XVII- конец XVIII – впервые появляется понятие предприниматель - человек выполняющий функцию в отличии от собственника.
II этап – начало – середина XX века – массовое появление предпринимателя. После Октябрьской революции – Ленин, Сталин, Бухарин – предпринимательство это угроза социалистическому строю.
|
|
III этап – начало 60-х гг. – сегодняшний день – разработка концепции предпринимательства.
В широком смысле предпринимательское право это совокупность или система норм, регулирующая хозяйственные отношения. В узком смысле, это нормы, направленные на создание условий для осуществления и развития предпринимательских правоотношений, то есть это различные общественные отношения, связанные с предпринимательством.
Аспекты:
1. Как система законодательства – это совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют предпринимательские отношения
2. Как наука – совокупность знаний, представлений ученых о предпринимательстве как отрасли, учебной дисциплины
3. Как учебная дисциплина – система информации, сведений об отрасли и науки.
4. Как отрасль права – это совокупность правовых норм.
Предмет отрасли составляет три группы общественных отношений:
1. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок – это горизонтальные отношения основанные на диспозитивных принципах.
2. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (государственный контроль в виде налогового контроля, финансового контроля, сертификации, стандартизации и тд)
3. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления бизнеса – создание, реорганизация, ликвидация.